Борис Пастернак

5 Выращивание пастернака

Плодовое растение неприхотливо в уходе, но должно получать достаточное количество солнечного света. Пастернак устойчив к засухе, размножается самосевом. Растение приживается в рыхлой, плодородной почве, она может быть суглинистой или супесчаной. Перед посевом семян рекомендуется очистить и перекопать участок, также — внести органику (навоз, компост). Благодаря веществам, содержащимся в органическом удобрении, ветви растут лучше.

Плодовая культура нуждается в регулярном поливе (периодичность — 1 раз в 10-12 дней). Вода не должна застаиваться в почве, в противном случае корневая система загниет.

Семена лучше сеять в начале марта. Через несколько недель будут видны всходы. Перед тем как поместить в грунт, нужно замочить посевной материал в растворе марганцовки и выдержать 20 минут. Далее он раскладывается на хлопчатобумажной ткани. Можно поместить семена в теплое место и 1 раз в день опрыскивать. На десятый день их помещают в открытый грунт.

Формируют небольшие лунки, заглубляют на 2 см. В каждую лунку кладут по 2 семени. Когда на всходах появятся 2 окрепших листочка, нужно выполнить прореживание на 3 см. После того как сеянцы сформируют 6 окрепших листьев, прореживание выполняют на 10 см. Пастернак нуждается в жидких подкормках. В период активного роста саженцев требуется вносить азотные составы. Через месяц нужно обогатить почву смесями с фосфором и калием. Чтобы растения хорошо росли, необходимо рыхлить почву.

Анализ стихотворения Перемена Пастернака

Зрелая лирика Бориса Леонидовича Пастернака полна размышлениями о современном человеке вообще, и советском — в частности.

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в эту пору исполнилось 66 лет, внешне его жизнь выглядит достаточно упорядоченной: семья, домик в Переделкине, завершена работа над романом всей жизни «Доктор Живаго», появилась надежда на публикацию хотя бы части того, что писалось в стол. Однако впереди травля за роман и присуждение ему Нобелевской премии, исключение из Союза писателей. По жанру – гражданская лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция условно делится на 2 части. В первой герой повествует о своих симпатиях к простым людям, которые часто отвечали ему взаимностью, во второй – констатирует, что теперь «уклад подвалов» ошельмован, все достигают средненького, но благополучного мещанского счастья, пользуются любыми доступными радостями жизни, суеверно обходя те места и тех людей, где беда, нужда, где задают неудобные вопросы. В 1 четверостишии поэт объясняет, что «льнул к беднякам» не как барин или идейный народник. Ему была интересна «жизнь без помпы и парада». В дом его родителей были вхожи люди с образованием, с интересами в области искусств, философии. Некоторые были людьми известными и состоятельными. Этот мир был любим им, но «голь перекатная» и «рвань» в своих чувствах и поступках, жизненном опыте порой ни в чем не уступала этому кругу. «Вещественен, телесен, весок»: не произведения искусства, мечты, а иногда и химеры, верховодили здесь. Люди добывали себе пищу физическим трудом. В советское время грани стерлись, естественность переменилась на мнимое довольство, недоверие, подозрение, зависть. Теперь герой не решился бы заговорить о «рвани». Все идут в светлое будущее, не замечая упавших, отстающих. «Оптимистов корча»: за этой своеобразной метафорой таится неприятие фальшиво бодрого взгляда на жизнь, за которым обычно скрывается черствость, равнодушие. Все изменилось, былой простоты больше нет. «Человека потеряли» в обществе, сбитый с толку, «потерял» его и сам поэт. В стихотворении слышится назидательная, дидактическая нотка. Б

Пастернак хочет привлечь внимание к проблеме. Эпитеты: публикою деликатной (это еще и инверсия), возвышенного взгляда

Множество колоритных просторечий. Инверсия: коснулась порча.

В произведении «Перемена» Б. Пастернак повествует о людях «из трудового званья», которых ему довелось встретить на своем пути.

Нобелевская премия Пастернака

24 октября 1958 г. — телеграмма о присуждении Нобелевской премии

В декабре 1955 г. Пастернак закончил роман «Доктор Живаго». Десятилетний труд встретил среди знакомых довольно прохладный приём, издание романа в России тоже затягивалось, и в мае 1956 г. Пастернак передал его итальянскому издателю. Осенью Пастернак получил отказы журнала «Новый мир» и альманаха «Литературная Москва» от издания романа.

Остановить процесс издания за рубежом Борис Пастернак не мог и не хотел. 23 ноября 1957 г. роман «Доктор Живаго» вышел в Италии и стал бестселлером. Меньше, чем через год, 23 октября 1958 г., Борису Леонидовичу Пастернаку присудили Нобелевскую премию. Издание романа сыграло не последнюю роль. Пастернака выдвигали на соискание премии в 1946-1950 гг., но дали только теперь.

В октябре 1958 г. Пастернак был единогласно исключен из Союза писателей СССР и Московской организации Союза Писателей. Над ним нависла угроза лишения гражданства и высылки за границу. Накануне ноябрьских праздников 1958 г. в «Правде» появилось письмо Пастернака, адресованное Н.С. Хрущёву и отредактированное отделом культуры ЦК КПСС. В нём было заявление об отказе от премии и просьба дать возможность жить и работать в СССР.

Своё отношение к происходящему Борис Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия» (январь 1959):

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Борис Леонидович Пастернак умер в Переделкине 30 мая 1960 г. Нобелевский комитет оставил своё решение в силе. Премия была вручена сыну поэта, Евгению Борисовичу Пастернаку в 1989 г.

Биография

ФИО:
Борис Пастернак

Жанр:
Русская классика, Классика, Классическая проза, Проза, Антисоветская литература

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье академика живописи Л.О.Пастернака и Р.И.Пастернак (урождённой Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православный храм. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием, — музыка. Но, получив признание А.Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством. По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешёл на историко-филологический (окончил в 1913 г.). Здесь под руководством Г.Г.Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э.Гуссерля, а в апреле 1912 г. на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. «Прощай, философия»- эти слова из автобиографической повести Пастернака «Охранная грамота» (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе «Лирика» (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник — «Поверх барьеров. Стихи разных лет» (1929) — своего рода расчёт с прошлым. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. — время создания книги «Сестра моя — жизнь» (вышла из печати в 1922 г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке «Мусагет» прочитал доклад «Символизм и бессмертие», где уже проступала программа нового, постсимволистского сознания.
Рубеж 1920-1930-х гг. сказался в эволюции Пастернак мучительной напряжённостью. После завершения поэмы «Высокая болезнь» (1923-1928) Пастернак завершает роман в стихах «Спекторский» — о судьбе русского интеллигента, «которого должно вернуть истории» (1931, начат в 1925).В 1929 г. он публикует «Повесть» с одноимённым героем стихотворного романа, которую считал первой частью будущей эпопеи и замысел которой восходил к 1918 г. В промежутках он опубликовал несколько прозаических произведений: «Аппелесова черта» (1918), «Письма из Тулы», «Детство Люверс» (оба — 1922), «Воздушные пути» (1924). Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала всё большую известность. На Первом съезде писателей СССР Н.Бухарин даже противопоставил её поэзии Маяковского как «отжившей агитке». Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на «литературный трон». В 1932 г. вышла книга лирики Пастернака «Второе рождение».
Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», в дальнейшем -«Смерть сапёра», «Победитель» и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Зимой 1945-1946 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла — романа «Доктор Живаго» (предварительное название — «Мальчики и девочки»). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, «Фауста» Гёте, грузинских лириков.
1950-е годы стали для писателя временем тяжёлых испытаний. Предложенный для публикации журналу «Новый мир» роман «Доктор Живаго» был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесённого инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака лёгких. Похоронен в посёлке Переделкино Московской области.

Современники о Пастернаке

  • «Человек чрезвычайного мужества, очень скромный и очень высокой морали, одинокий защитник духовных ценностей; его образ возвышается над мелкими политическими распрями нашей планеты». (Анри Труайя).
  • «Основное, что я считаю необходимым отметить, говоря о Пастернаке, и что, по-моему, является главным в личности и в творчестве Пастернака, это то, что он был в Советском Союзе одним из последних русских писателей и поэтов. Теперь осталась там, может быть, только одна Анна Ахматова, и больше – никого, если не считать поэтов подпольных». (Ю.П. Анненков).
  • «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. На улицах, не зная, кто он, прохожие, в особенности – женщины, инстинктивно оглядывались на него. Никогда не забуду, как однажды Пастернак тоже оглянулся на засмотревшуюся на него девушку и показал ей язык. В порыве испуга девушка бегом скрылась за угол.

    – Пожалуй, это уж слишком, – укоризненно сказал я.

    – Я очень застенчив, и подобное любопытство меня смущает, – извиняющимся тоном ответил Пастернак.

    Да, он был застенчив. Однако эта застенчивость не касалась ни его творчества, ни его гражданского мужества. Его биография это доказывает». (Ю.П. Анненков).

  • «Из всех поэтов, которых я встречал, Пастернак был самым косноязычным, самым близким к стихии музыки, самым привлекательным и самым невыносимым. Он слышал звуки, неуловимые для других, слышал, как бьётся сердце и как растёт трава, но поступи века так и не расслышал». (Илья Эренбург).
  • «Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа – пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально… Как люди на позиции прямо противоположной Вашей, мы, естественно, считаем, что о публикации Вашего романа на страницах журнала ‘Новый Мир’ не может быть и речи. Б. Агапов, Б. Лавренев, К. Федин, К. Симонов, А. Кривицкий». (Письмо из «Нового мира» по поводу романа «Доктор Живаго», 1956 г.).
  • «Нелепый парадокс нашей эпохи: именно совершенная надполитичность Пастернака поставила его к концу его жизни в центре политического международного скандала». (Ю.П. Анненков).

6 Полезные рецепты

Сок пастернака помогает при истощении организма. Лечебное средство восстанавливает силы, улучшает функции внутренних органов, повышает эластичность сосудов. С разрешения врача лекарство используется для лечения сердечно-сосудистых болезней.

При отсутствии противопоказаний сок рекомендован при коликах в органах ЖКТ (в данном случае рекомендуется разводить с водой в одинаковых пропорциях).

Рецепты:

  1. 1. Чтобы получить сок, нужно натереть корень на мелкой терке. Должна получиться кашица, сок отжимают через марлю. В средство добавляется такое же количество воды. Принимать 3 раза в день за 30 минут до еды. Рекомендуемая разовая доза — 1 ст. л. Для получения сока используют только корни.
  2. 2. Чай на основе листьев оказывает успокаивающее воздействие. Его можно принимать при белой горячке. Средство укрепляет сердечно-сосудистую систему, улучшает функции ЦНС. Чтобы приготовить чай, нужно измельчить несколько сушеных листьев, смешать с таким же количеством липы, добавить чайную ложку меда. Смесь заливается 800 мл кипятка, настаивается 15 минут. В течение трех дней лекарство хранят в холодильнике.
  3. 3. Чтобы приготовить отвар против выпадения волос, нужно взять 50 г листьев и залить 400 мл кипятка. Напиток варится 15 минут, затем — настаивается 1 час, принимать 3 раза в день по 1/4 стакана. Это же средство можно втирать в кожу головы.
  4. 4. При мочекаменной болезни готовят следующий отвар. Берут 20 г измельченных листьев и заливают 300 мл кипятка. Необходимо кипятить полчаса, затем — процедить и поставить в темное место. Отвар принимается по 1 ст. л. 2 раза.
  5. 5. Чтобы приготовить лекарство от колик, надо взять 50 г сушеной травы и залить 500 мл кипятка. Средство настаивается 30 минут, принимать по 1 ст. л. 3 раза в день.
  6. 6. При простуде помогает отвар из корней. Для приготовления измельчают 1 корнеплод. На данное количество кашицы требуется 6 ст. л.сахара и полтора стакана кипятка. Ингредиенты соединяются, настаиваются 10 часов, принимать 4 раза в день по 1 ст. л.
  7. 7. Отвар на основе корней используют при облысении. Чтобы его приготовить, нужно получить сок из двух корнеплодов и двух морковок. Средство разбавляется кипяченой водой в количестве 500 мл. Нужно варить в течение получаса, затем — накрыть крышкой, определить в темное место. Лекарство употребляют 2 раза в день за полчаса до еды.
  8. 8. Следующий настой поможет избавиться от депрессии. Следует взять средний корень, измельчить, смешать с 2 ст. л. меда. В полученную смесь добавляется по 4 листика мяты и липы. Смесь заливается 2 л кипятка, настаивается 30 минут, помещается в холодильник и принимается через 12 часов. Рекомендуемая разовая доза — 1 ст. л., периодичность приема — 3 раза в день.
  9. 9. Настой пастернака эффективен в борьбе с разными недугами. Чтобы получить целебное средство, надо измельчить один корнеплод, кашицу поместить в стеклянную емкость и добавить 400 мл водки. Средство настаивается месяц, каждый день его перемешивают. Настойка на основе водки устраняет спазмы кровеносных сосудов, понижает давление, обеспечивает профилактику психических болезней. Такое средство можно употреблять при гипертонии.

Рождественская звезда

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

1947

Стихотворение, отданное Пастернаком главному герою своего романа. Юрий Живаго хочет «написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом». В стихотворении евангельские волхвы, идущие принести дары младенцу Христу, проходят через русское зимнее пространство («…погост, / Ограды, надгробья, / Оглобля в сугробе / И небо над кладбищем, полное звезд»), в котором узнается картина пейзажа из окна дачи поэта в Переделкине. В картине соединяются пространство и время: рядом с волхвами «встает все пришедшее после» — «будущее галерей и музеев», «все елки на свете», «все сны детворы». Это жизнь многовековой христианской культуры, берущей начало «в пещере», возле которой так по‑будничному бранятся и ругаются погонщики, лягаются ослы, но при этом происходит величайшее чудо, отмеченное для людей появлением звезды Рождества.