Деньги

Начиная с конца 2014 года российская е-commerce терпит колоссальных изменения, и нельзя сказать, что они имеют положительный характер. Заметно изменилась структура рынка, многим игрокам пришлось уйти или в корне изменить структуру своей работы.

Выбор в пользу недорогих аналогов

Прошедший год существенно подкорректировал основную долю потребительских трендов. В выборе покупок прослеживается ярко выраженный прагматизм. Покупатель выбирает дешевый аналог дорогим товара, что касается всех категорий (продукты питания, одежда, услуги). За прежние деньги покупатель желает получить тот же уровень качества.

Структура спроса полностью изменилась. Очевидно, что более дорогие товары практически не продаются, а сравнительно дешевые с меньшим уровнем качества, наоборот, реализуются с высокой активностью. Объем продаж в сфере доступных товаров вырос.

Активный рост мобильного трафика

За последние 12 месяцев произошел заметный «перекос» в пользу мобильных платформ. Магазины старались адаптировать свои интернет-версии для мобильных платформ. Количество заходов со смартфонов выросло на 30%. По результатам исследования Ciscо в 2015 году мобильный трафик увеличился в 5 раз по сравнению с 2010 годом. Если взять временной отрезок в 10 лет, то мобильный трафик увеличился в 49 раз. Количество подключенных к Интернету мобильных устройств выросло в два раза и достигло отметки в 330 млн. единиц. Магазины старались хорошо выглядеть на маленьких экранах. Данная тенденция сохранилась по сегодняшний день.

Маркеты, которые не смогли адаптироваться к новым условиям, ушли с рынка

Скорость изменения структуры рынка весь год росла. Такие изменения предъявили серьезные требования к ведению бизнеса. Тот, кто успевал за меняющейся структурой, выжил, и будет продолжать это делать всегда, вне зависимости от ситуации.

Многие е-commerce в 2015 году начали посматривать в сторону оффлайна, расширяя свои представительства. Оказалось, что онлайн характеризуется большей себестоимостью. Для многих это стало открытием.

Для того, чтобы продолжать действовать на рынке многие пересмотрели условия доставки (в тот ж день), началась работа с лояльностью клиентов. Ключевые моменты лояльности:
• максимальное удешевление позиций по отношению к другим маркетам;
• развитие пре- и пост-сервисов;
• наличие скидочных программ (поощрение за количество совершенных покупок, итоговую сумму, предварительную оплату);
• promo-акци.

Новые форматы развития бизнеса

Ритейлеры, которые удержались на плаву, начали внедрять новые стратегии. Начались поиски новых форматов, актуальных в постоянно изменяющихся условиях бизнеса. Как вариант, начали развиваться марекетплейсы на базе уже существующих магазинов. Со снижением покупательской активности выручка компаний упала очень резко. Превращение магазина в маркетплейс позволило снизить затраты на закупку, и увеличить ассортимент (без внушительных финансовых вложений). Начиная с 3-го квартала 2014 года количество объявлений на самых крупных маркетплейсах выросло на 30%. Ярким примером является OLX (до ребрендинга - Slando), где посетитель одновременно может быть продавцом и покупателем. Показатель посещаемости маркетплейса вырос на 13% в 2015 году. Согласно данным SimilarWeb, OLX занял позицию в ТОП-10 бесплатных сайтов мира. Но далеко не всем удалось реализовать данную идею. Многие так и остались на уровне деклараций.

Зависимость покупательской активности от валютного курса

В конце 2014 года, когда курс доллара значительно вырос, мы наблюдали всплеск покупательской активности. Покупатели «атаковали» магазины техники, ожидая значительного скачка доллара. В 2015 году мы могли наблюдать дополнительные всплески продаж, когда курс доллара заметно менялся. Но он оказался отличной переоценкой эффективности. Были найдены возможности совершенствоваться там, где, казалось бы, уже некуда.

Туристическая е-commerce: что не убивает – делает сильнее

Под таким девизом прошел 2015 год для туристических компаний. Первое, что вызвало дикую реакции – банкротство Трансаэро. Компания, которая проработала 24 года на рынке авиаперевозок, лишилась лицензии, ее отозвали за долги перед рядом обслуживающих компаний (аэропорта, банки, поставщики топлива). Официально об этом стало известно 1 октября 2015 года.

Турция и Египет как ключевые направления выездного туризма стали менее доступными для российских граждан, в результате чего вырос самостоятельный туризм. По данным Biletix продажи авиабилетов в турецком направлении из России осенью 2015 года выросли на 53% по сравнению с аналоговым периодом 2014 года. Концентрация продаж показала положительную тенденцию в Москве – с 61% до 66%.

Ближе к новогодним каникулам лицензии турецких операторов закончились, что привело к резкому падению потока туристов за границу. Руководитель Biletix Александр Сизинцев заявил, что в предновогодний период максимальное количество авиабилетов было продано в направлении Сочи, Милана, Рима.

Выросший спрос на российские курорты – проявление патриотизма, - считают многие туроператоры. Минеральные Воды и Красная Поляна – два направления, где отдохнули более 1 млн. туристов в зимний период. Внутренний туризм впервые вошел в ТОП-3 (ранее – в ТОП-10).

Статью подготовил Робин Лагода при поддержке портала Priceok.ru