ООО ТагАЗ сообщило о начале продаж спорткара Aquila. Сборка этой модели, а также производство автомобилей по заявкам сторонних заказчиков по идее должны помочь предприятию избежать банкротства, вторая стадия которого — внешнее управление - была введена на днях.

Пресс-служба ООО ТагАЗа распространила информацию о начале продаж спорткара Aquila: 15 марта были проданы два авто, обладателями которых стали Мускад Мусаев и Светлана Михайлова.
Впервые о том, что в Таганроге будут собирать новую модель (которую сами тагазовцы позиционируют то как спорткар, то как купе) стало известно в начале лета прошлого года. Тогда как раз в самом разгаре были разговоры о неминуемом банкротстве предприятия и увольнении почти всех работников сборочного производства. И вдруг заинтересованная общественность узнает: без пяти минут банкрот готовит сюрприз! Да не простой, а пятидверное спортивное купе, дизайн которого никого не оставит равнодушным, а цена сделает его доступным для широких масс автолюбителей, активных и неравнодушных к новинкам.

Меня зовут Aquila, спорткар Aquila

Сами таганрожцы обставили встречу с будущим в лучших традициях шпионских фильмов.
Сначала в сети появились «шпионские» снимки авто, затем в конце мая генеральный директор ТагАЗа Андрей Фрадкин «был вынужден» подтвердить информацию о том, что завершается сертификация новой модели, внутреннее имя которой PS511. Более подробную информацию обещали выдать 10 июня 2012 года. Но за несколько дней до часа Х «не удержался» владелец и председатель Совета директоров ТагАЗа Михаил Парамонов — в интервью РБК «сболтнул» про новый спорткар Aquella, который будет стоить $12,5 тыс. Сборка первой партии новых авто в количестве 50 штук должна была начаться по словам г-на Парамонова осенью 2012 года.

А потом начались корректировки.

Сначала автомобилю изменили имя. В июне пресс-служба уже в официальном релизе назвала новинку не Aquella, а Aquila (что в переводе с латыни означает «Орел»). О причинах в релизе ничего не говорилось, но догадаться о них нетрудно, если несколько раз быстро произнести на русском языке первоначальный вариант.

Потом автомобиль не появился на Московском автосалоне в августе 2012 года, как то ранее обещали представители ТагАЗа.

Следующий облом случился осенью — объявленные на это время поставки автомобилей в салоны так и не начались: из-за финансовых трудностей сборка в сроки, названные Михаилом Парамоновым, начата не была. Среди автолюбителей поползли слухи о сворачивании проекта.

Но в конце декабря была озвучена новая дата начала сборки — весна-2013 года.

В январе 2013 года уже более уверенным голосом тагазовцы заявили о том, что сборка будет начата в феврале, и что объем первой партии составит 1500 единиц. Более того — уже есть заказы на первые полторы сотни штук.

Потом срок начала серийной сборки отодвинули еще на полмесяца — она началась в марте.
Что касается начала продаж, то обещали поставить первые авто в дилерские салоны уже в марте.
Но в феврале стало известно еще об одной корректировке в проекте «Aquila» - в салоны автомобиль не пойдет, заказчикам придется забирать свои автомобили «самовывозом», то есть приезжать за ними в Таганрог.

Как, видимо, и сделали первые два покупателя 15 марта.
По сообщению тагазовской пресс-службы пока авто будет поставляться в одной комплектации: с двигателем Mitsubishi объемом в 1,6 литра, мощностью в 107 лошадиных сил и с механической коробкой передач. Стоимость автомобиля составляет 415 тыс.рублей. В будущем планируется увеличить мощность мотора до 150 «лошадей», который будет способен работать и с автоматической коробкой передач.
На сегодня, утверждают таганрожцы, уже накоплен портфель заявок на 1700 автомобилей.

Кило или весь мешок?

Тем временем дотошные интернет-пользователи усомнились в том, что продажи спортивного купе и в самом деле начались. В доказательства своих сомнений юзеры «предъявили» снимки пустого шоу-рума ТагАЗа: мол, нечего там продавать, ничего не собрали для продажи. Если и продали, то не больше...одной, предположили блогеры. Как следует из радостного сообщения пресс-службы, то 15 марта были проданы два автомобиля - красного и белого цвета. Белая у блогеров сомнений не вызвала — снимок о ее продаже был сделан внутри шоу-рума 15 марта. А вот с красной, по мнению блогеров, тагазовцы разыграли цирк. На снимке, который должен был убедить общественность в продаже и красного спорткара, глазастые блогеры разглядели дату — август 2012 года. На этом основании они и усомнились во множественном числе продаж.

Но даже 1700 заявок на Aquila — это сейчас для ТагАЗа что мертвому припарки.
Предприятие сейчас находится в очень сложной финансовой ситуации. В июне прошлого года по иску самого ТагАЗа на предприятии была начата процедура банкротства — было введено внешнее наблюдение. Тогда долги ТагАЗа составляли 24 млрд.рублей. Самыми крупными кредиторами значились ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк.
На днях стало известно, что чуда не произошло — к предприятию предъявили требования 112 кредиторов, общая сумма долгов составляет 26 млрд.рублей. И по решению Арбитражного суда Ростовской области была введена вторая стадия банкротства — внешнее управление сроком на 18 месяцев.

Однако, таганрожцы оптимизма не теряют. Они все еще заявляют о намерении через два года восстановить платежеспособность и в течение 8 следующих лет полностью рассчитаться с долгами. Для этого им нужно будет организовать сборку 55,5 тысяч автомобилей в текущем году и выйти на объем ежегодной сборки к 254,3 тысячи автомобилей в 2019 году. Поводом для подобных заявок могут служить переговоры с концерном Fiat-Chrysler о возможной крупноузловой сборке внедорожников Jeep Grand Cherokee. В феврале представители концерна приезжали в Таганрог, убедились в том, что предприятие на 95% готово к сборке, при этом одним из условий прихода Fiat в Таганрог было введение внешнего управления.

Рабочая сила и финансовое бессилие

Если все-таки у ТагАЗа получится подружиться с Fiat-Chrysler, то тогда станет актуальным вопрос о рабочей силе. Дело в том, что в сентябре прошлого года ООО ТагАвтоПром (которое, собственно, и являлось сборочным предприятием, и которое арендовало мощности у ООО ТагАЗ) уволило практически всех работников — почти 2 тысячи человек.

Правда, кое-кого в сборочных цехах все-таки оставили. Как объяснял представитель ТагАЗа в августе 2012 года было создано еще одно новое предприятие - «Эйч Ти Авто». Туда были переведены 125 работников ТагАвтоПрома. Планировалось взять на работу еще 210 человек. И еще 250 работников трудились по договорам, которых обещали взять на постоянную работу до конца 2012 года. В случае, если ТагАЗ сумеет сформировать большой портфель заказов, говорил тогда его представитель, на сборочное производство будут приняты еще 500 человек.

Однако, по-хорошему прежде, чем набирать новых работников, не плохо было бы расчитаться со старыми. В сентябре, когда были уволены почти 2000 работников сборочного производства, долги по зарплате перед ними составляли 110 млн.рублей. По словам самих уволенных работников к началу марта они получили только 5% от причитающихся им сумм.