ФАИНА РАНЕВСКАЯ

Биография

ФИО:
Фаина Раневская

Жанр:
Биографии, Мемуары, Документальная литература, Юмор

Родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова), — натура несколько экзальтированная, поклонница литературы и искусства. Отец, Герш Хаймович, владелец фабрики сухих красок. Ему принадлежали несколько домов, магазин, склады, пароход «Св. Николай». Он являлся старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев. Фаина училась в Мариинской женской гимназии, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Увлечение театром у Фаины начинается с 14 лет. В 1913 году, после просмотра пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра Фаина выбрала себе псевдоним «Раневская», впоследствии — ее официальная фамилия.

Фаина Раневская уже тогда поняла, что ее призвание — театр.

Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А.Н.Говберга. Участвовала в любительских спектаклях.

Разрыв с семьей произошел, когда Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой. В 1915 году Раневская уехала в Москву поступать в театральную школу, но не поступив ни в одну из лучших школ, устроилась в частную. Из-за отсутствия средств была вынуждена прекратить посещение уроков.

Семья Фельдман после революции эмигрировала, Фаина осталась одна в России. Она работала в Крыму, в Ростове-на-Дону, в Саратове, Баку и других городах.

Обосновалась в Москве в 1931, став актрисой Камерного театра. С 1934 года она начала сниматься в кино. С 1935 по 1939 год работала в Центральном театре Красной Армии,1943 -1949 театр драмы (ныне театр им. Владимира Маяковского). С 1949 по 1955 — актриса академического театра им. Моссовета, 1955-1963 — Московского театра им. А. С. Пушкина. И с 1963 года перешла вновь в академический театр им. Моссовета. Фаина Раневская была отмечена высокими званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми

Пока были силы — все занимал театр. В последний раз Фаина Григорьевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей «надоело симулировать здоровье». Скончалась Ф.Г.Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря вместе с сестрой Изабеллой.

На доме, где родилась Фаина Георгиевна Фельдман, 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.

Немного биографии

Актриса родом из богатой еврейской семьи Фельдман. Папа, как сейчас бы сказали, занимался бизнесом, а у мамы не было нужды работать, однако она очень увлекалась искусством, обожала Чехова и Толстого, и до болезненных припадков переживала смерть этих авторов. Конечно, мама на нее влияла, как и обстановка богатого дома, в котором она имела доступ ко многим духовным и материальным благам

Однако с детства подчеркивалась внешняя непривлекательность Раневской (что спорно), особенно по сравнению с сестрой, она страдала легким заиканием, неважно училась, была одиноким (не было друзей и особого контакта с семьей), ранимым, чувствительным ребенком. Но с ранних лет обожала театр, который и стал судьбой Фаины.

Весь мир театр

В 1915 году Фаина переехала в Москву. Отец не дал ей денег, так как считал ее намерения мимолетным увлечением и капризом. Небольшую сумму втайне от отца дала мать. Денег хватило только, чтобы снять небольшую комнату. Таким образом, несмотря на свое благородное происхождение, молодая актриса была вынуждена сама зарабатывать на жизнь.

К сожалению, вступительные испытания ни в одно театральное училище она не прошла. Ей удалось найти частную школу, но за обучение там нужно было платить. Помогла известная в то время актриса Гельцер, устроившая ее на лето в один из театров Подмосковья и познакомившая с театральной богемой.

Там Фаина Раневская приобрела театральный опыт, играя в массовках. В этот период она познакомилась с театральной и литературной элитой. Однако с наступлением осени пришлось искать новое место.

Рекомендуем: Любовь Орлова: биография

Фаина сменила много городов. Она играла в театре в Феодосии, но он вскоре обанкротился. За работу в Керчи она не получила ни копейки. Она даже стала думать о возвращении домой, хотя такая перспектива ее совсем не радовала. Но судьба распорядилась иначе. Дальше актриса перебралась в Ростов, и здесь удача ей улыбнулась.

В это время на гастролях в городе была Павла Вульф. Раневская ей приглянулась. Возможно, известная артистка заметила в начинающей нераскрытый творческий потенциал. Павла поселила Фаину у себя и стала обучать театральному искусству. Она была строгим и требовательным педагогом, но именно благодаря этим занятиям Фаина научилась играть так пронзительно и ярко. В годы гражданской войны Фаина Раневская и Павла Вульф выступали вместе, чтобы выжить.

1917 год оказался противоречивым для Раневской. С одной стороны, пришлось окончательно порвать отношения с родными (семья эмигрировала в Прагу). С другой стороны, она была принята в труппу Театра актера в Москве. Именно сейчас наступил ее звездный час. Здесь она сыграла Маргариту в спектакле «Роман» и Шарлотту в постановке «Вишневый сад».

С 1931 года она стала играть в столичном Камерном театре. Здесь она запомнилась зрителям в роли одной из героинь «Патетической сонаты». Спустя четыре года Фаина перешла в театр Красной Армии, где проработала до 1949 года. Наиболее известной ее работой здесь стало исполнение главной роли в спектакле «Васса Железнова».

Рекомендуем: Кто такая Клара Цеткин?

Отношения с руководством театра Моссовета, где Раневская Фаина Георгиевна играла в 50-х годах, складывались сложно: ее мнение относительно актерской игры часто противоречило мнению режиссера. Даже эпизодические роли Фаина стремилась сыграть по-своему. Многие из ее споров с режиссером Завадским потом вошли в описания ее биографии.

Несмотря на все сложности в отношениях, артистка проработала в театре около 25 лет. Тут были сыграны ее знаменитые роли – миссис Сэвидж и Люси Купер, исполнению которых зал аплодировал стоя. Под конец своего театрального пути она вернулась в Камерный (ныне Пушкинский) театр. «В каком месте начала, в таком и закончила», – говорила она.

О вегетарианстве Раневской

Многое написано о Раневской — биографии разных авторов, исследования потомков, воспоминания современников … Однако нигде так ярко не чувствуется неординарная личность, не видны предпочтения актрисы, антипатии, отношение к жизни, симпатии, как в ее высказываниях. Когда мы исследовали вопрос о вегетарианстве актрисы, мы обращались к ним.


Так вот, почти все ранние цитаты (и не только цитаты, но и свидетельство ее окружения), говорят о том, что Фаина Георгиевна была знатным  гурманом. Не терпела диет, устраивала умопомрачительные застолья, которые запомнились ее современникам и о которых написано во множествах воспоминаний и биографий.

На этих застольях всегда было много мясного, а курица долго оставалась любимым блюдом актрисы.

Но многое переменилось с возрастом. Последние годы жизни Раневская была вегетарианкой. Почему так случилось? Причин видится несколько.

Одиночество. Все родные актрисы эмигрировали, поэтому последние годы жизни она жила очень одиноко. Хотя к ней позже переехала сестра, но скоро заболела и умерла. Личная жизнь Раневской, несмотря на влюбчивость, не сложилась, замужем она не была и детей не имела.

А между тем, животных любила беззаветно. Один вид бездомного беззащитного существа сводил актрису с ума, провоцирую почти физическую боль. А животные тянулись к ней. Всю свою любовь актриса отдавала им. А как можно есть того, кого любишь? В особенности она привязалась к собаке по кличке Мальчик, которую нашла на улице умирающей и выходила. Еще был обожаемый кот Масик (Тики).

Через эту любовь к животным она постепенно начала осознавать, что в поедании мяса есть что-то ужасное и противоестественное человечности. Это также находит отражение в ее цитатах.Однажды Фаину Георгиевну пригласили играть директора цирка (фильм «Сегодня новый аттракцион»). Режиссером картины была известная Надежда Кошеверова, создательница множества фильмов для детей. Но в то время актриса была за что-то обижена на нее. Чтобы великая Раневская согласилась сниматься в картине, Кошеверова посылала парламентеров, но безуспешно, и в итоге поехала сама. Раневская тогда находилась в доме отдыха «Комарово», там и начались тяжелые переговоры. Главным из обязательных условий актрисы было отсутствие любых контактов с цирковыми животными. Официальное объяснение: аллергия.

Задолго до этого разговора Раневская, убежденная, что не станет сниматься в фильме Кошеверовой, писала своим друзьям Гариным:

Другими словами, ее взгляды под конец жизни были ближе веганским — актриса не могла не только есть мясо, но ее глубоко отторгало любая эксплуатация живых существ.

Все это говорит о неординарных душевных качествах Раневской, когда за сарказмом и даже грубостью скрывалась глубокая, чуткая натура.

Она была по-настоящему человечной, очень умной женщиной.

Подготовила Маргарита по материалам Кристины Зиберт-Зиле (Зиле)

Фаина Георгиевна о своей жизни

О своей жизни Фаина Георгиевна говорила: » Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга  «Судьба — шлюха»… В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части…  Как я завидую безмозглым!.. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной… Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз… Я — выкидыш Станиславского… Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила..»
В 1939-ом она сыграла в фильме «Ошибка инженера Кочина», затем в еще одной литературной адаптации, на этот раз произведения Чехова, «Человек в футляре». В 1940-ом Фаина снялась в ленте Ивана Пырьева «Любимая девушка», где исполнила роль тетки Добрякова. Затем последовали роли в фильмах «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Мечта», «Александр Пархоменко», «Родные берега», «Новые похождения Швейка».

О личном

Стараясь узнать подробнее о жизни актрисы, многие забивают в Интернете запрос «Фаина Раневская, личная жизнь». Однозначного ответа вы не найдете. В молодости она влюбилась в одного из актеров театральной труппы. Однажды, когда Фаина пригласила его в гости, он пришел вместе со своей возлюбленной. Это стало сильным ударом для Фаины.

По мнению некоторых биографов, с тех пор она старалась избегать всяческих близких отношений, и личная жизнь Фаины Раневской так и не сложилась. Однако другие полагают, что актриса просто не выставляла личную жизнь напоказ и стоически переносила удары судьбы.

Многие знают, что Раневская – это псевдоним, а не настоящее имя актрисы. Настоящая фамилия ее – Фельдман. Однажды на крыльце банка ветер вырвал у нее из рук присланные матерью деньги. На это она сказала, что денег жалко, но улетают красиво. А мужчина, шедший рядом с ней, ответил, что так могла сказать только чеховская героиня Раневская. После того случая Фаина взяла себе эту фамилию в качестве псевдонима.

Рекомендуем: Вера Мухина: советский скульптор

К себе актриса Фаина Раневская относилась строго и критично, но с определенной долей сарказма. Она говорила, что талант состоит из двух частей: неуверенности в себе и постоянного недовольства собой – чего нельзя сказать о посредственности.

При этом народная любимица не смущалась в случае прихода проверяющих художественных комиссий. Она язвительно замечала, что играет плохо и ощущает себя, как на экзамене, из-за того, что смотрят проверяющие.

Как и сама Фаина Раневская, биография ее не известна полностью. Говорят, больше всего в жизни Раневская не хотела работать на органы государственной безопасности. Кто-то из друзей подсказал ей упомянуть при вербовке, что она кричит во сне, тогда ее оставят в покое. Однако предложение от «органов» так и не поступило, зато предложили вступить в партию. И Раневская воспользовалась данным ей советом. Документальных подтверждений этому не сохранилось, поэтому о правдивости такого факта биографии судить вам!

В 60-е годы к ней приехала из Праги сестра Белла. После того как у Беллы умер муж, она решила вернуться на родину. Некоторое время сестры жили вместе, но вскоре Белла умерла. Фаина снова осталась одна, компанию ей составляла лишь собака по кличке Мальчик.

Собаку актриса никогда не оставляла надолго, даже отказывалась от предложений поехать в дом отдыха или санаторий. Актриса умерла в 1984 году. Точная дата смерти – 19 июля. Детей у нее не осталось. Некоторые из коллег вспоминали, как говорила Фаина Раневская: дети – несбывшаяся мечта.

Мемуаров она не писала. Даже однажды, согласившись, чтобы заработать денег, в итоге отказалась, сказав, что не хочет рассказывать о себе всем. По этим причинам биография Фаины Раневской написана в основном со слов ее коллег и знакомых.

Кинематограф

Параллельно с игрой в театре Раневская работала в киноиндустрии. Первым ее телевизионным опытом была роль в фильме «Пышка». Фильмография Раневской не столь велика, но именно фильмы принесли ей известность и узнаваемость.

Полный список ее ролей в кино и театре можно посмотреть в энциклопедии Википедия. Хотя сама Фаина Георгиевна больше ценила свои театральные перевоплощения, поклонники знают ее в основном по ролям в следующих фильмах:

  • В конце 30-х годов она сыграла еще в трех фильмах: в том числе, пожалуй, в самом известном фильме с ее участием – «Подкидыше». Ее знаменитая фраза, обращенная к Муле, сразу стала новым афоризмом, а сама Раневская еще долго спорила с коллегами по поводу авторства этой цитаты. А когда этой фразой ее подозвал к себе Брежнев, она отметила, что ее так зовут только мальчишки и хулиганы. Однако генсек не обиделся и сказал, что просто очень любит ее.
  • Во время Великой Отечественной войны актриса с труппой театра была эвакуирована в Ташкент. После войны она сыграла мамашу в фильме «Свадьба». В этом фильме также снимались такие известные артисты, как М. Пуговкин, М. Яшин, Э. Гарин, В. Марецкая.
  • В 1944 году могла сыграть в фильме Эйзенштейна, но вместо нее назначили Серафиму Бирман. Сама Раневская говорила, что причина – запись в «пятом пункте» ее паспорта (национальность).
  • В 1948 году на экраны вышел фильм «Весна». Раневская совместно с Орловой и Черкасовым сделали этот фильм чрезвычайно популярным и кассовым.
  • Своей самой удачной работой Фаина считала роль Мачехи в фильме «Золушка». В этом фильме режиссер даже позволил ей вставить в текст ее неподражаемые фразы.
  • В фильме «У них есть родина» Раневская снималась вместе с Натальей Защипиной. Это была их вторая совместная работа. Первый раз они снимались в фильме «Слон и веревочка», когда Защипина была еще шестилетней девочкой.
  • Также она озвучивала экономку Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся». Некоторые черты характера и фразы для этого персонажа актриса взяла от своей героини из фильма «Весна». В их числе – эпизод перед зеркалом и телефонный разговор.
  • Фильм «Сегодня новый аттракцион» стал последним с участием Раневской. В нем она сыграла директора цирка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *