Картины Левитана

Золотая осень 1895

Левитановский пейзаж сродни пушкинскому пониманию красоты осенней природы:

Такую осень мог изобразить художник-лирик, художник-поэт. Картина поэтична.

Убегающая синяя река поворачивает за березовую рощицу. Река, согласно мотиву художника, означает стремительный путь человеческой жизни. По чистому голубому небу плывут легкие белоснежные облака.

Вдали зеленеет поле, видны деревенские домики на фоне оранжево-желтых берез. Слышен шелест осенних листьев. Пройдет немного времени, и они закружатся в осеннем вальсе. Все деревья, травы, кусты наполнены жизнью, будто дышат. Цветовые сочные оттенки луговой травы, береговых кустов, лесных массивов дают ощущение тепла и нежности.

Это одна из лучших картин художника. В ней показана мимолетная и величественная красота природы.

Рекомендации родителям

Рассмотрите картину.  Найдите и прочитайте литературные произведения об осенней природе. Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему художник называет осень золотой?
  • Нравится ли ему осень?
  • Что привлекает художников и поэтов в русской природе?
  • За что можно любить русскую природу?

Попросите ребенка написать небольшой рассказ о картине «Золотая осень».

Левитан Исаак Ильич1860-1900. Продолжение

Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том
самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей
— большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские
пейзажисты. Один из учеников Левитана вспоминал: “Влияние Левитана
на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только
его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был
разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из
нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд,
картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в
его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не
замеченные, не открытые”.

Когда открылась пейзажная мастерская, почти
половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором
были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн,
кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как бы он падал на
лесной поляне. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был
поражен этой мастерской. Левитан советовал своим ученикам не
ограничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита.
Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного
передать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы.
Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них
пахло не красками, а цветами. “Полезно с натуры сделать два-три
мазка, а остальное доделать дома, — говорил Левитан. — Запоминать
надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем
сказалась жизнь, гармония цветов”. Левитан был очень внимателен к
своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было
скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает
признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики
материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он
очень тактично, не обижая. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках.
Они ждали своего учителя и написали ему шуточное письмо, в котором
сообщали, между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на
деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: “Где Левитан,
где Исаак Ильич?” В ответном письме Левитан, всегда ценивший шутку,
писал: “Передайте грачам, что как только встану — приеду. А если
будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье
привезет”.

Но Левитан уже не встал. 22 июля 1900 года он
умер.

Свою последнюю большую картину художник назвал
“Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные
солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки,
купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака —
пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал
умирающий художник.

Левитан прожил всего сорок лет. Он был
порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным
приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с
тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его
душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний
природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне, от
сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у
него особенно в последние годы, когда он был тяжело и неизлечимо
болен. С другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера,
сумерек, летней ночи. В русской природе, которую Левитан любил
превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение
и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”.
Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет
творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый
большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и
наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан,
вобравший в себя все лучшие стороны Серова,
Коровина,
Остроухова и
целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать
свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем
русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

Назад
Дальше

Над вечным покоем 1894

Это произведение сложное. Понять его смысл могут   дети среднего и старшего школьного возраста.

Высокое вечернее небо закрывают огромные тучи-великаны. Тучи как будто растекаются, окрашивая все безграничное пространство в серые тона. Широкое свободное озеро представлено художником как вечная бурная жизнь. Среди могучих природных стихий расположился маленький зеленый островок с небольшой часовней и заброшенным кладбищем. «Вечность, грозная вечность, в которой утонули поколения. Какой ужас, какой страх!» — говорил Левитан. Остановить смерть невозможно, с ней приходится мириться. Однако в своей картине художник доказывает нам, что жизнь всегда берет верх над смертью: в часовне горит огонек, как символ жизни. Он означает, что жизнь продолжается. В этой картине художник философствует о бренности человеческой жизни, противоречивости бытия, проблеме жизни и смерти.

Левитан придавал этой картине особое значение. Об этом говорят строки из его письма к П. М. Третьякову: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием».

Рекомендации родителям

Попросите ребенка рассмотреть картину и передать словами настроение, которое она вызывает. Наступающие серые облака, беспокойное озеро, качающиеся березки…

Слышен ли шум ветра? Что говорит о его силе? (Наклонившиеся от ветра деревья, стремительные облака…)

Ветер передает нам душевное состояние художника. Что же хотел сказать художник в своей картине? (Человек – маленькая частичка в пространстве природы. Его жизнь – только миг. Природа же вечна)

Что означает еле заметная тропинка к часовне? (Тропинка напоминает человеку о том, что важно хранить память о прошлом, не забывать о своих предках).

Картины Левитана учат нас быть чуткими, понимать состояние природы в любое время года. Художник раскрывает душу в своих произведениях, говорит о своих личных чувствах.

Родители должны научить детей переживать, чувствовать и настроение художника, и состояние природы, которое он пишет. Есть вещи, которые не выразить словом. Можно описать картину словами, но еще важнее научить ребенка ощущать трепет от пробуждающей природы, предчувствия перемен, заката, тепла весеннего солнца… Наши дети должны понять, что о многом могут рассказать не только слова, но и краски, которыми искусно владел художник-лирик Исаак Ильич Левитан.

Уважаемый читатель! Я приглашаю вас и ваших детей на интересную и познавательную экскурсию по творчеству Левитана.

Литература

  • Константин Паустовский. «Исаак Левитан». Повесть о художнике. — М.,
  • Изабелла Гинзбург. И. Левитан. — Л.—М.: Искусство,
  • Михаил Нестеров. «Давние дни», Воспоминания о Левитане.
  • М. С. Левитан, Исаак Ильич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иван Евдокимов. «Левитан». — М.,
  • Сергей Глаголь и Игорь Грабарь (предисловие). Монография о Левитане. — СПб,
  • С. А. Пророкова. «Левитан» (серия ЖЗЛ). — М.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан» (в книге «Дни моей жизни»). — Л.,
  • Т. Л. Щепкина-Куперник. «Старшие». //Ж. Вестник Европы, , № 11.
  • В. А. Прытков. «Левитан». — М.,
  • А. А. Фёдоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». — М.,
  • В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «Дому с мезонином» (в книге «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губ. Книга 1.»). — СПб,
  • Н. П. Смирнов. «Золотой плёс. Повесть о Левитане». //Ж. Охотничьи просторы. — М.,
  • И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания (общ. ред. А. Фёдорова-Давыдова). — М.,
  • И. И. Левитан, А. П. Чехов. (в книге Знаменитые россияне в истории Удомельского края (состав. Д. Л. Подушков). — Тверь,
  • М. А. Рогов Тайна происхождения И. И. Левитана и ее возможное влияние на его творчество // XIV Плёсские чтения: материалы научно-практической конференции, Плёс, 13-14 ноября 2015 г. – Иваново, 2016, с. 126-131

Март 1895

Сюжет картины художник нашел в Тверской губернии (в имении Горка), где гостил у друзей Турчаниновых. На дворе март, но зима еще не отдает свою власть весне. В лесу лежат огромные голубые сугробы. Деревья почувствовали тепло весеннего солнца и дружно тянутся к нему своими тонкими верхушками. На одной из веток виден скворечник, ожидающий первых весенних гостей. На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. Деревянный дом согревают жаркие солнечные лучи, сползает подтаявший последний снег с козырька крыльца. Дверь в дом открыта. Тепло. Пригрелась на солнце молодая лошаденка, впряженная в сани.

Картина дарит радость. Зима прошла, и очень скоро прилетят и запоют птицы, побегут ручьи, прорежется и зазеленеет травка, на деревьях появятся первые листочки… Долгожданная звонкая весна вступит в свои права.

Рекомендации родителям

Опишите картину вместе с ребенком. Описать сюжет помогают наводящие вопросы:

  • Где происходит действие картины?
  • Какое время года изобразил Левитан?
  • Чувствуется ли в этом произведении приход весны?
  • Как природа встречает весну?
  • Как весна влияет на настроение художника?

Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах. Радуется ли он весне? Может ли человек быть равнодушным к обновлению природы?

Биография Левитана

Исаак Левитан.Автопортрет 1880-е гг.

Исаак Левитан, 1888 г.Художник А.С. Степанов

Исаак Ильич Левитан. Портрет 1893 г.Художник В.А. Серов

  • 1860. 18 (30) августа – в посаде Кибарты Ковенской губернии родился Исаак Левитан. Конец 1860-х гг. – переезд семьи в Москву.
  • 1873. Август – заявление о приёме в Училище живописи, ваяния и зодчества.
  • 1875. Смерть матери Левитана.
  • 1876. Освобождение Левитана от платы за учение «ввиду крайней бедности» и отличных успехов.
  • 1877. Смерть отца Левитана. Начало занятий в мастерской Саврасова.
  • 1879. По приказу о выселении евреев из Москвы поселился под Москвой в Салтыковке. Октябрь – зачисление на стипендию имени князя В.А. Долгорукого. Написана картина «Осенний день. Сокольники».
  • 1880. Январь – картина Левитана «Осенний день. Сокольники» куплена Третьяковым.
  • 1881. Левитан получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры, представленный на годичном экзамене в Училище.
  • 1882. Начало занятий у В.Д. Поленова.
  • 1883. Советом преподавателей отвергнута дипломная работа Левитана на звание классного художника.
  • 1884. На XII Передвижной выставке показал картину «Вечер на пашне». Весна – этюды в Саввинской слободе под Звенигородом. Декабрь – Левитан начал писать декорации для оперы Мамонтова.
  • 1885. Жизнь в деревне Максимовке. Покушение Левитана на самоубийство. Переезд в Бабкино.
  • 1886. Весна – Левитан уехал в Крым. Получение из Училища диплома внеклассного художника. Знакомство с С.П. Кувшинниковой.
  • 1887. Весна – первая поездка на Волгу. Лето – у Чеховых в Бабкине. Осень – этюды в Саввинской слободе.
  • 1888. Вторая поездка на Волгу, жизнь в Плёсе.
  • 1889. Поездка в Плёс. Картины «Берёзовая роща», «Вечер. Золотой Плёс». «После дождя. Плёс», «Золотая осень. Слободка». Осень – начало работы в мастерской С.Т. Морозова.
  • 1890. Весна – поездка за границу, Франция и Италия. Лето – Левитан опять в Плёсе. Написал «Тихую обитель». Третьяков купил «Золотой Плёс» и «После дождя».
  • 1891. Левитан снял квартиру в доме С.Т. Морозова. Вступил в члены Товарищества передвижных выставок.
  • 1892. Третьяков приобрёл картину Левитана «У омута». Весна – приезд к Чехову в Мелихово. Ссора из за рассказа «Попрыгунья». Лето – Левитан в Болдине по Нижегородской железной дороге. Эскиз к картине «Владимирка». Евреям запрещено жить в Москве. Декабрь – после получения разрешения Левитан вернулся в Москву. Закончены картины «У омута», «Владимирка».
  • 1893. Серов написал портрет Левитана. Лето – в имении Ушаковых на озере Островно Тверской губернии. Начало работы над картиной «Над вечным покоем».
  • 1894. Левитан принёс в дар Третьяковской галерее картину «Владимирка». Весна – поездка за границу – Вена, Ницца, Париж. Лето – снова в имении Ушаковых на Островенском озере. Знакомство Левитана с А.Н. Турчаниновой.
  • 1895. Январь – Левитан помирился с Чеховым. Весной живет в имении Горка, пишет картину «Март», этюды «Весна. Большая вода», «Весна, последний снег». Июнь – попытка самоубийства. В Горку приехал А.П. Чехов. Написана «Золотая осень». Зимой закончена картина «Свежий ветер».
  • 1896. Третьяков приобрел «Март» и «Золотую осень». Новый год Левитан встретил в Мелихове в семье Чеховых.
  • 1897. Левитан получил звание академика. 4 марта – А. Чехов выслушал сердце Левитана и установил его тяжёлое заболевание. Поездка за границу: Вена, Италия, Швейцария, Германия. Лето – в Успенском – подмосковном имении С.Т. Морозова. Напечатана статья Левитана на смерть А.К. Саврасова. Картины «Весна. Большая вода», «Шоссе, осень», «Последние хорошие дни осени».
  • 1898. Написана картина «Тишина», работа над картинами «Озеро» («Русь»), «Буря дождь». Весна – поездка за границу: Наугейм, Мюнхен, Париж. Сентябрь – Левитан стал преподавателем пейзажного класса в Училище живописи.
  • 1899. Выставка журнала «Мир искусства» и XXVII Передвижная выставка. Лето – Левитан в деревне Окуловка Новгородской губернии. Написаны «Летний вечер», «Последние лучи солнца», «Избы», «Сумерки. Стога», «Сумерки. Сараи». На мольберте стоит картина «Озеро». 22 декабря – отъезд к А.П. Чехову в Ялту. П.П. Трубецкой вылепил статуэтку с И.И. Левитана.
  • 1900. Участие в выставке журнала «Мир искусства» и XXVIII выставке передвижников. Конец апреля – тяжёлая болезнь после простуды в Химках. Начало мая – А.П. Чехов навестил больного Левитана. В Русском отделе Всемирной выставки в Париже представлены картины Левитана: «Осень», «Ранняя весна», «Весна». «Лунная ночь». 22 июля (4 августа) – умер Левитан.

Картина-мелодия Вечерний звон 1892

«Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы. Перед нами окрестность города Плеса. Зеркальная река как бы разделяет монастырскую и мирскую жизнь. На одной стороне реки – широкий деревянный мост, похожий на причал, две большие лодки, привязанные к берегу для переправы. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя. Сам берег исхожен людьми. На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем. У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. Посередине реки огромная лодка с людьми. На самом деле река не является границей двух разных миров. Они не разделимы, взаимосвязаны.

В реке отражается звонкое, прозрачное небо, зеленый островок с белыми храмами, золотыми куполами, воротами и дорогой к ним. Монастырские храмы, золотые березки сверкают в ярких лучах заката. Над рекой, в небе, в воздухе разливается колокольный звон.  Этот звон объединения, взаимопроникновения, взаимопонимания разных миров.

Почему картина носит музыкальное название? Предполагают, что художник рисовал картину под звон колоколов.

Картина «Вечерний звон» не простая, в ней есть секрет. Картина называется так же, как и известная народная песня «Вечерний звон», хотя созданы они в разное время и отдельно друг от друга. Несмотря ни на что, у песни и картины немало совпадений.

Говорят, что в картине слышится музыка. Всё пространство вокруг монастыря испещрено плавными линиями. Оказывается, можно выделить на картине несколько явных линий (река, берега, отражения, контуры леса, храма), и спеть эти линии, если разместить на нотном стане.

Интересно и то, как распределены цвета на картине: каждый оттенок имеет своё место и яркую границу, отделяющую одну краску от другой. Внимательный зритель почувствует и здесь звучание колоколов.

Рекомендации родителям

Предложите ребенку прослушать песню «Вечерний звон» (песня написана на народную музыку и стихи И. Козлова) и рассмотреть картину И. Левитана. Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • «Почему у картины «музыкальное» название?» (На картине видна церковь. Художник рисовал и слышал звон колоколов во время вечерней службы).
  • Можно ли назвать картину музыкальной? Откуда слышен колокольный звон? (с противоположного берега, где стоит церковь).
  • Чем отличается песня «Вечерний звон» от других песен?
  • Что удивляет тебя в исполнении этой песни? (голоса изображают звучание колоколов).
  • Это звучание одинаковое? (певцы изображают звучание больших и маленьких колоколов).
  • Песня состоит только из колокольного звона? (В ней, как в обычной песне, есть слова).
  • Участвовали ли в исполнении песни музыкальные инструменты? (музыкальные инструменты заменяют голоса).

Попробуйте вместе с ребенком сделать вывод. В песне в роли аккомпанемента для мелодии выступает колокольный звон. В картине же колокольный звон является душой, судьбой человека. Картину и песню объединяет нежная и искренняя любовь к Родине.

Наиболее известные произведения

См. также: Список картин Исаака Ильича Левитана

  • Осенний день. Сокольники ()
  • Берёзовая роща (—, Государственная Третьяковская галерея)
  • Вечер на Волге (, Государственная Третьяковская галерея)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Государственная Третьяковская галерея)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Государственный Русский музей)
  • После дождя. Плёс (1889, Государственная Третьяковская галерея)
  • Тихая обитель (, Государственная Третьяковская галерея)
  • У омута (, Государственная Третьяковская галерея)
  • Владимирка (1892, Государственная Третьяковская галерея)
  • Вечерний звон (1892, Государственная Третьяковская галерея)
  • Осенний пейзаж с церковью (—, Государственная Третьяковская галерея). Церковь в селе Островно. Тверская губерния.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Государственный Русский музей). Церковь в селе Островно от усадьбы Островно (Ушаковых). Тверская губерния.
  • Над вечным покоем (, Государственная Третьяковская галерея). Собирательный образ. Использован вид на озеро Островно и вид с Красильниковой горки на озеро Удомля, Тверская губерния.
  • Осень. Усадьба (1894, Омский музей). Вид усадьбы «Горка» Турчаниновых близ села Островно. Тверская губерния.
  • Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от усадьбы Горка. Тверская губерния.
  • Свежий ветер. Волга (1895, Государственная Третьяковская галерея).
  • Март (1895, Государственная Третьяковская галерея). Вид усадьбы «Горка» Турчанинова И. Н. близ села Островно. Тверская губерния.
  • Золотая осень (1895, Государственная Третьяковская галерея). Река Съежа вблизи усадьбы «Горка». Тверская губерния.
  • Ненюфары (1895, Государственная Третьяковская галерея). Пейзаж на озере Островно у усадьбы «Горка». Тверская губерния.
  • Весна — большая вода (—, Государственная Третьяковская галерея). Вид реки Съежа в Тверской губерния.
  • Тишина (1898)
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губерния.
  • Сумерки. Стога (1899, Государственная Третьяковская галерея)
  • Сумерки (, Государственная Третьяковская галерея)
  • Озеро (1899—1900), Государственный Русский музей)

В апреле 2019 года из собрания Государственной Третьяковской галереи была украдена картина Левитана «Летний пейзаж. Пашня» (1880-1890). По словам сотрудника экспертной службы картина была передана специалисту службы по расписке, после чего пропала. Стоимость картины в расписке составляла 2,2 млн рублей. Через несколько дней после пропажи полотно было обнаружено в числе лотов на одном из аукционов, стартовая цена которого составляла 2,6 млн рублей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *