Михаил Булгаков

Булгаков и морфий

Один из наиболее мощных мифов о Булгакове — это миф о писателе-морфини­сте, сочинившем свои самые сильные вещи в измененном состоянии сознания. Часто поклонники писателя именно этим объясняют дьявольскую силу булга­ковского романа и его мистическое визионерство. Этот миф, как и многие дру­гие, имеет реальную основу, но причудливым образом искаженную и заново рассказанную.

Впервые эта тема зазвучала в 1927 году с публикацией повести «Морфий» в журнале «Медицинский работник». Повесть примыкает к циклу во многом автобиографических рассказов «Записки юного врача» — в них Булгаков опи­сывает свою работу врачом в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния) в 1916–1917 годах. Именно там он случайно инфицировался дифте­ритом, был вынужден ввести себе антидифтеритную сыворотку — и потом морфий, чтобы избавиться от мучительных болей.

Привыкание произошло быстро и незаметно. Булгаков безуспешно пытался справиться с зависимостью и, видимо, тайно от родных ездил в московскую клинику для лечения или консультации, но безрезультатно. Самым тяжелым временем для него стала ранняя весна 1918 года, когда писатель вернулся до­мой в Киев. Потрясение от революции и болезни совпало с Гражданской вой­ной и ее ужасами, насильственной мобилизацией, — все эти впечатления тща­тельно описаны и проанализированы в повести «Морфий». 

Однако почти чудом Булгакову удалось вылечиться от морфинизма — осенью 1921 года он приехал в Москву уже здоровым человеком. Так что здесь можно сказать точно: Булгаков под кайфом ничего не писал. Это самый настоящий миф.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,  с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — 669,  с. — (Писатели о писателях). — ISBN 5-212-00075-0.
  • Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес; Вступ. ст. В. Я. Лакшина, С. 7—37; Послесл. М. О. Чудаковой, С. 483—524. — М.: Советский писатель, 1988. — 525,  с. — ISBN 5-265-00316-0.
  • Филатьев Э. Н. Тайна булгаковского «мастера…». — СПб.: Азбука, 2011. — 559 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-389-02084-9.
  • Борис Соколов. Энциклопедия булгаковская. — М.: Локид; Миф, 1996. — 586 с. — ISBN 5-320-00143-6 ; ISBN 5-87214-028-3

    2-е изд. 2000. — ISBN 5-320-00385-4

  • Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. — М.: Текст, 2004. — 237 с. — (Коллекция/Текст). — ISBN 5-7516-0409-1
  • Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова : опыт исслед. ершалаим. глав романа «Мастер и Маргарита». — 3-е изд. — М.: Текст, 2006. — 188, с. — (Коллекция/Текст). — ISBN 5-7516-0574-8
  • Яновская Л. М. Записки о Михаиле Булгакове. — М.: Параллели, 2002. — 413, с. ISBN 5-93273-068-4
  • Варламов А. Н. Михаил Булгаков. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 838, с. — (Жизнь замечательных людей : Вып. 1339 (1139)). — ISBN 978-5-235-03132-6
  • Михаил Булгаков. Киевское эхо. Воспоминания, письма. / Сост. А. П. Кончаковский, С. П. Ноженко. — Киев: АДЕФ-Украина, 2015. — ISBN 978-617-7156-42-9
  • Кривоносов Ю. М. Михаил Булгаков. Фотолетопись жизни и творчества. — М.: Эксмо, 2011. — 258 с. — (ВИП-персоны). — ISBN 978-5-699-43462-6
  • Варламов А. Н. Михаил Булгаков. Биография (в 2 т.) — СПб.: Вита Нова, 2008. — (Жизнеописания) — Т. 1. — 512 с. — ISBN 978-5-93898-312-0 — Т. 2. — 528 с. — ISBN 978-5-93898-314-4
  • Трунин К. М. Булгаков. Критика и анализ литературного наследия. — 2019. — 170 с. — ISBN 9785449679673

Булгаков и самоубийство

Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

У самого Булгакова был, по-видимому, браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.

Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения  То есть у Евгения Шиловского, крупного со­ветского военачальника, бывшего мужа Еле­ны Булгаковой. револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Биография Булгакова самое главное

Михаил Афанасьевич Булгаков 1891-1940 год. Известный российский писатель,  драматург и режиссер. Его отца звали Афанасий Иванович Булгаков. Он преподавал в духовной в Киеве школе. Мать его звали Варвара Михайловна. Помимо писателя в семействе Булгаковых было еще шестеро детей, среди которых Михаил был самый старший.

Обучался в Первой Киевской гимназии, начиная с 1901 года, в течение восьми лет. После окончания был зачислен на мед. факультет Киевского университета. Обучался в университете на протяжении семи лет, после чего решил зачислиться на службу доктором в морском ведомстве, не был утвержден в связи с отрицательными показателями здоровья.

Во времена Первой Мировой войны находился в медицинских госпиталях в качестве доктора. В 1915 женился на Татьяне Николаевной Лаппе.  Через год Булгаков завершает свое обучение с дипломом «в степени лекаря с отличием»

В 1917 год невольно заработал небольшую зависимость от морфия. Случилось это, когда ему необходимо было прибегнуть к препарату для нейтрализации последствий прививки от дифтерии. В 1918 году становится венерологом и полностью отказывается от своей зависимости.

Во времена гражданской войны Булгаков был военным доктором в рядах армии Украинской народной республики, после чего был переведен в Красную армию, далее оказался в Вооруженных силах Юга России, и наконец отправился в Красный крест. Тогда зародилась его работа в качестве корреспондента. Булгаков в 1920 году страдал от тифа, но несмотря на это он не покинул Владивосток.

В 1921 писатель меняет свое место жительства, отправляясь в Москву, где находит себе работу в Главполитпросвете при Наркомпросе под руководством супруги Владимира Ильича Ленина в качестве секретаря. В 1921 году Главполитпросвет был расформирован и писатель начал работать с такими издательствами как «Гудок», «Россия», «Рабочий». В 1923 году издает свое произведение «Записки на манжетах», применяя псевдоним «Михаил Булл». Становится участников нескольких литературных кружков, пользовавшихся популярности.

В 1924 году переживает расторжение брака со своей супругой. Спустя еще один год его новой супругой становится Любовь Евгеньевна Белозерская. В этом году также выпускает повесть «Собачье сердце» вместе с повестью «роковые яйца», пьесу «Зойкина квартира», и через какое-то время пьесу, пользующуюся популярностью, «Дни Турбиных».

В 1926 году ставит одну из своих пьес «Дни Турбиных», которая пользуется у людей популярностью. Ставилась она во МХАТе по указу Иосифа Сталина, который также был её зрителем. Также ставил еще одну свою пьесу «Зойкина квартира». Пьеса, как и предыдущая, пользовалась популярностью. Почти в то же время отправляется в Ленинград, где знакомится с такими авторами как Анна Ахматова и Евгений Замятин. Из-за своего творчества вызывался на допросы. Советская пресса не одобряет труды Булгакова.

В 1927 году пишет ещё одну пьесу под названием «Бег».

В 1929 году заводит знакомство с Еленой Шиловской, ставшей в 1932 году его супругой.

В этот же год печать творчества поэта была остановлена, а все его пьесы были запрещены к показу. После этих событий Булгаков адресовал правительству письмо, в котором требовал либо права на эмиграцию, либо работу во МХАТе. Ответом стал звонок Иосифа Сталина, который посоветовал писателю сходить во МХАТ.

С 1930 года в течение шести лет писатель трудился режиссером-ассистентом во МХАТе. Этот период его жизни фиксировался в его личных трудах, известных под названием «Записки покойника» и «Театральный роман». В 1932 году Иосиф Сталин позволил писателю поставить одну из своих пьес «Дней Турбиных», но только во МХАТе.

В 1934 году писатель зачисляется в Советский союз писателей. В том же году пишет первую версию одного из его известнейших романов «Мастер и Маргарита».

В 1939 пишет пьесу об Иосифе Сталине, которую называет «Батум», но получил отказ на её постановку. Затем у Булгакова начались большие проблемы со здоровьем. Он страдал от гипертонического нефросклероза, его зрение ухудшилось. При этом автор вновь стал прибегать к морфию. В 1939 году от руки его супруги была написана финальная версия «Мастера и Маргариты», который принесет писателю мировую славу, но публикуются труды автора лишь в 1966 году.

В 1940 году ушел из жизни знаменитый Михаил Афанасьевич Булгаков. 11 марта был погребен на Новодевичьем кладбище. На могиле писателя был расположен камень с могилы не менее известного писателя Николая Гоголя.

Интересные факты и даты из жизни

Булгаков и Сталин

1 / 7

Михаил Булгаков с труппой Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

2 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

3 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

4 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

5 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

6 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

7 / 7

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 годРоссийский государственный архив литературы и искусства

Когда заходит речь о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, первое, что при­ходит в голову, о чем говорят или спрашивают, — это «общеизвестный факт», что Сталин очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль во МХАТе 15 раз. Иногда появляются формулировки «более 15 раз», «более 16» и даже «более 20 раз»! Об этом (почти всегда вскользь и в скобках) упоминают булга­коведы, специалисты по театру и литературные критики. Автор книги о Булга­кове и театре Анатолий Смелянский замечает: «Один из самых внима­тельных зрителей „Турбиных“ (он смотрел спектакль не менее пятнадцати раз), Сталин…»

Об этом же как о само собой разумеющейся и всем известной вещи пишет Вла­димир Лакшин, предваряя небольшой заметкой сборник воспоминаний о Бул­гакове: «Известно, что Сталин, судя по протоколам спектаклей МХАТа, смотрел „Дни Турбиных“ не менее 15 раз». Это, кажется, единственный раз, когда вме­сте с упоминанием этих цифр появилась туманная ссылка на загадочные про­токолы МХАТа.

По-видимому, этот миф уходит корнями в 1969 год, когда появилась статья Виктора Петелина о Булгакове «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой сообщались именно эти сведения о 15 посещениях Сталиным спектакля «Дни Турбиных».

В коллекции Музея Булгакова хранится статья о Булгакове, в которой рядом со ссылкой на статью Петелина ясным почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской твердо выведено: «Это липа!»

Возможно, когда-нибудь таинственные протоколы спектаклей МХАТ отыщутся в архиве театра, но пока мы можем лишь повторить вслед за Любовью Белозер­ской: «Это липа».

Примечания к статье о Михаиле Булгакове с комментарием Любови Белозерской

Булгаков и котики

Михаил Булгаков. 1920-е годыС дарственной надписью от Булгакова жене Любови Белозерской: «Маме Любе, нежно любимой, и ее Муке и Флюшке. 1928 г. 19 ноября Москва».

Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда — кот Бегемот — одновременно и автор самых известных афоризмов («Не шалю, ни­кого не трогаю», «Кот — древнее и неприкосновенное животное», «Разве я поз­волил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, украденный с их форточки неизвестным злодеем. В квартире Булга­кова на Большой Пироговской кроме Флюшки жили еще кошки — Булгаков иногда сочинял за них записки жене. Например, когда ее долго не было дома:

В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни со­бак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Бело­зерской. Она вспоминала позднее:

Гораздо дружелюбнее Булгаков был со щенком Бутоном, принесенным как-то с улицы и ставшим всеобщим любимцем. На двери квартиры Булгаковых одно время даже висела карточка «Бутон Булгаков. Звонить два раза», но она вызва­ла недоумение у фининспектора, и ее сняли.

Щенок Бутон

И в прозе Булгакова самые пронзительные моменты связаны именно с соба­ками. Сразу вспоминаются, конечно, «милейший пес» Шарик из «Собачьего сердца», превращенный в «такую мразь, что волосы дыбом встают», то есть в человека с навсегда врезающимся в память «вчера котов душили, душили», и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, разделившая с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»).

Менее известен пес Жак из фантастической пьесы Булгакова «Адам и Ева» — его хозяин изобрел средство против смертоносного газа, но не успел спасти верную собаку, когда весь Ленинград погиб от внезапной атаки:

Настоящим другом в художественном мире Булгакова оказывается именно собака.

Булгаков и трамвай

Трамвайные пути на Сретенке. Москва, 1932 год

Как известно, действие «Мастера и Маргариты» начинается на Патриарших прудах. Сцена с трамваем, головой Берлиоза и Аннушкиным маслом едва ли не самая известная в романе — ее знают даже те, кто никогда не читал «Масте­ра и Маргариту». Ходил ли на Патриках трамвай? Конечно, ходил, уверенно отвечают читатели.

В действительности все обстоит, как обычно, немного сложнее. Булгаков почти всегда точен в городских деталях (исключение составляют лишь несколько адресов) — в романе с легкостью узнается Москва 1930-х годов. Тем удивитель­нее, что о трамвае на Малой Бронной не известно почти ничего. То есть изве­стно, что трамвайных путей сейчас там нет, а дальше начинаются версии и до­гадки. С одной стороны, на московских картах тех лет трамвайные пути на Пат­риарших не обозначены. Первая жена Булгакова, жившая с ним на Большой Са­довой, утверждает, что никаких трамваев на Малой Бронной отродясь не быва­ло. Значит, Булгаков придумал этот трамвай?

С другой стороны, булгаковед Борис Мягков разыскал газетную заметку 1929 года, в которой сообщалось о скором появлении трамвайной линии на Ма­лой Бронной и Спиридоновке. Значит, не придумал? Но была ли построена эта линия — неизвестно.

И тогда появилась третья версия: трамвай ходил, Булгаков все правильно напи­сал, но это была грузовая линия, поэтому на картах ее не обозначали. В пользу этой версии, как кажется, говорит фотография с раскопок на Малой Бронной, на которой отчетливо видны старые рельсы, но достоверность этой фотогра­фии тоже вызывает вопросы.

Тем не менее трамвай стал одним из устойчивых московских мифов — на Чи­стых прудах трамвай маршрута «А» начали называть «Аннушка», и это еще больше запутало дело. Если Берлиоза убили на Патриарших, почему «Аннуш­ка» на Чистых? Или это были Чистые пруды? А где тогда сами пруды?

Простая, казалось бы, история в действительности оказывается загадочной и неясной. Сейчас можно сказать лишь одно: никаких достоверных свидетель­ств существования трамвайных линий, описанных Булгаковым, пока не обнару­жено. Скорее всего, трамвайные пути были придуманы для чрезвычайно эф­фектной сцены на любимых писателем Патриарших.

Примечания

  1. . plam.ru.
  2. . www.belousenko.com. Дата обращения 12 марта 2019.
  3. . Литературно-мемориальный музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дата обращения 27 июня 2011.
  4. Чудакова М. . Дата обращения 9 апреля 2018.
  5. . Булгаковская энциклопедия. Дата обращения 9 апреля 2018.
  6. ↑ , с. 21.
  7. . Вести.Ру (13 октября 2011). Дата обращения 9 апреля 2018.
  8. Соколов Б. В. Расшифрованная «Белая Гвардия». Тайны Булгакова. — М.: Эксмо, 210. — 320 с. — ISBN 978-5-699-45589-8.
  9. Виленский Ю. Г. Доктор Булгаков / Под ред. Т. И. Борисовой. — Киев: Здоровье, 1991. — С. 99—103. — 254 с. — ISBN 5-311-00639-0.
  10. Прописку в Москве он получил с помощью Н. К. Крупской, о чём написал очерк «Воспоминание…»
  11. Громов Е. Сталин. Власть и искусство. — М.: Республика, 1998. — С. 100—130. — ISBN 5-250-02598-6.
  12. Сталин И. Сочинения. Т. 12. (встреча с группой украинских писателей 12 февраля 1929 г.) — М., 1951. — С. 112. (В изд. 1949 г. см. т. 11.)
  13. . // Комсомольская правда (10 марта 2011). Дата обращения 21 февраля 2019.
  14. Добрюха Н. А. . // Комсомольская правда в Украине (11 мая 2011). Дата обращения 21 февраля 2019.
  15. Николаева Г. . // Столетие.RU (1 июня 2011). Дата обращения 21 февраля 2019.
  16. Спиваковский П. Е. . // Просветительский лекторий портала «Православие и мир» (15 мая 2016). Дата обращения 21 февраля 2019.
  17. Черкашина М. В. . Российская газета. Дата обращения 9 апреля 2018.
  18. П. М. Керженцев в докладной записке Сталину и Молотову писал, что автор «хотел в своей новой пьесе показать судьбу писателя, идеология которого идёт вразрез с политическим строем, пьесы которого запрещают» и предложил поместить в «Правде» резкую редакционную статью о «Мольере» и разобрать спектакль в других органах печати.
  19. . Булгаковская энциклопедия. Дата обращения 9 апреля 2018.
  20. Лидин В. Г. . Lib.ru: «Классика». Дата обращения 9 апреля 2018.
  21. Лосев В., Яновская Л. . Электронная библиотека Александра Белоусенко. Дата обращения 9 апреля 2018.
  22. Булгаков в одном из писем, 7 мая 1932 года, написал: «„Мёртвые души“ инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает это произведение. А как же я-то взялся за это? Я не брался. Я ни за что не берусь уже давно… Судьба берёт меня за горло… И я разнёс всю поэму по камням. Буквально в клочья… Влад. Иван. Немирович> был в ужасе и ярости… но всё-таки пьеса в этом виде пошла в работу».
  23. Пятый канал Россия. (11 сентября 2015). Дата обращения 9 апреля 2018.
  24. ВидеоТВка. (15 мая 2016). Дата обращения 9 апреля 2018.
  25. . Кавказский узел (17 ноября 2012). Дата обращения 17 сентября 2015.
  26. . Литературно-мемориальный музей М. Булгакова (17 мая 2011). Дата обращения 9 апреля 2018.
  27.  (недоступная ссылка). РБК (15 мая 2011). Дата обращения 9 апреля 2018.
  28. . Ваш досуг. Дата обращения 9 апреля 2018.
  29. . Украина криминальная (24 декабря 2010). Дата обращения 9 апреля 2018.

Комментарии

  1. На момент рождения Михаила Афанасьевича юлианский календарь отставал от григорианского на 12 дней. В двадцатом веке, на момент принятия григорианского календаря в России, разница составила 13 дней. Именно столько дней по ошибке было добавлено к дате рождения по старому стилю.

Писатель и современники

Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Б. Л. Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».

Жены Булгакова

Речь о его женах. Итак, первая — Татьяна Лаппа. История доносит до нас, что ни фаты, ни подвенечного наряда не было у этой богатой невесты — «свадебные» деньги, присланные из дома, пришлось потратить на аборт. Работа земского врача, огромная ответственность и выматывающая работа Булгакова в должности земского врача привели к морфизму.
Поэтому и вторая беременность жены окончилась столь же плачевно, — Михаил боялся уродств ребенка от отца-наркомана. После второго аборта, угнетенная морфиновым безумием мужа, Татьяна только молилась. Она была готова оставить любимого, лишив себя счастья быть с ним, если Бог вылечит его. И ее молитвы были услышаны: дойдя до неизлечимой стадии, Михаил, вдруг, начал отвыкать, взявшись страстно за литературу, при этом, отдалился от жены. Критическим моментом, ставшим причиной их развода стала сцена из «Белой Гвардии», где молитва жены возвращает к жизни мужа. Ее почему-то критически оценивает Татьяна, сама недавно вымолившая супруга практически с того света.

Второй женой писателя стала шикарная Любовь Белозерская, происходившая из старинного рода князей. Она имела блестящее образование, владела языками. Ее жизненные впечатления
Стали роскошным и ценным материалом для литературного творчества писателя, которое они весело творили вместе, с опорой на воспоминания светской львицы.

Но когда произведения Булгакова попадают под запрет, а сам он подвергается жесткой критике и не принимается нигде на работу, это провоцирует безумие и страхи в его тонкой натуре. Неукротимая энергия жены, ее шумное веселье начинают раздражать Михаила. И он встречает другую женщину, ту самую…
Елена Сергеевна Нюренберг родившаяся в готическом особняке, который был украшен множеством изваяний, с рельефами головы дьявола над самыми окнами. Ее богатый отец увлекался театром и четверо детей его играли и сами делали постановки домашних спектаклей. В 1915 году семья переехала из Риги в Москву. Два брака Елены с известными людьми.

Имея роскошный дом с огромным штатом вышколенной прислуги, красивого мужа, любимца самого маршала Тухачевского, встретив однажды в гостях Булгакова, она променяла это все на то, чтоб быть с ним.

Домовитая и приветливая, она умела создать как изобилие и изысканность, так и творческую уютную атмосферу в доме. Поручив хозяйство домработницам, она взяла на себя роль менеджера и секретаря Булгакова. И после смерти Михаила Афанасьевича, она приложила все усилия, чтобы добиться публикации его произведений. Однако, не исполнила наказ умирающего мужа, который умолял разыскать первую жену. Говорят, чтобы просить прощения, но сама Татьяна в интервью призналась «Покойный Михаил приходил во сне, чтобы сказать, что именно ее жертвенная любовь прописана в романе, ее любовь испытывает Маргарита к Мастеру».

Память

  • Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» в марте 1940 года.
  • В честь М. А. Булгакова сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3469 Bulgakov, открытая 21 октября 1982 года. В нескольких городах России и Украины существуют улицы, названные в честь М. А. Булгакова.
  • Памятник Михаилу Булгакову, Киев.
  • Памятник Михаилу Булгакову, Москва.
  • Булгаков и Бегемот, Харьков.
  • Памятник Михаилу Булгакову в г. Владикавказе (2012, скульптор С. Т. Тавасиев)
  • 2 июня 2017 года в Киеве на доме по бульвару Т. Шевченко № 14, где располагалась Первая киевская гимназия, в которой учился писатель, открыли мемориальную доску (скульптор Василий Маркуш).

Музеи

Дом-музей Булгакова в Киеве

  • Государственный музей М. А. Булгакова в Москве «Нехорошая квартира».
  • Культурный центр «Булгаковский дом» (Москва, Б. Садовая, д. 10).
  • Дом Турбиных, литературно-мемориальный музей им. М. Булгакова в Киеве: Андреевский спуск, д. 13.
  • Музей одной улицы (музей Андреевского спуска) — часть экспозиции посвящена жизни Михаила Булгакова и его творчеству.
  • 15 мая в 22:40 на телеканале «Культура» был показан художественный фильм «Театральный роман».

120-летие

  • 15 мая 2011 года в Киеве прошло празднование 120-летия со дня рождения М. Булгакова.
  • В Москве в музее-квартире на Большой Садовой подготовили три новые выставки:
    • «Новые поступления»;
    • «В ящике письменного стола»;
    • «Восемь снов. Бег».
  • В парке усадьбы Булгаковых в Буче Киевской области произошло празднование 120-летия со дня рождения М. Булгакова. Открыли памятник писателю, заложили сад и провели международный театральный фестиваль.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *