Сверхмассивная черная дыра

Ученые-астрономы впервые нашли «четверку» сверхмассивных активных черных дыр в центральной части далекой галактики в созвездии Рыси в 10 миллиардах лет от Земли. Существования четырех подобных квазаров поставило под сомнение многие астрофизические теории.

Международной группе астрономов удалось обнаружить семейство квазаров и очень необычный объект SDSS J0841+3921, в котором они расположены. Ученые наблюдали за 30 квазарами, существовавшими во Вселенной в далекие времена, когда её возраст был в два раза меньше нынешнего.

Квазары являются сверхмассивными черными дырами в центре галактик, активно поглощающие материю. Квазары извергают часть материи в виде узких пучков материи, которые имеют скорость примерно равной скорости света. При этом выделяются потоки энергии, светимость которых больше яркости Солнца в несколько сотен миллионов раз.
Квазар
По мнению ученых, активность квазаров была наибольшей примерно 10 миллиардов лет назад во время формирования во Вселенной крупных скоплений галактик. Подробности этого процесса до сих пор остаются тайной, поэтому астрономы активно исследуют квазары, излучение которых может подсветить облака газа, в которых зарождались галактики.

Ученые считают, что им удивительно повезло с открытием «четверки» квазаров, так как в последнее время им удавалось находить только «двойные» квазары. Астрономы рассчитали, что шанс на открытие «четверки» всего один на 10 миллионов.
Четыре квазара

Именно поэтому для астрономов открытие галактики SDSS J0841+3921 стало очень неожиданным. Ученые обнаружили. Что галактика окружена скоплением холодного газа, массой в несколько сотен миллиардов масс Солнца, в котором находятся четыре квазара. По словам астрофизиков, им впервые удалось обнаружить скопление такого количества нейтрального газа. По мнению специалистов, это говорит о том, что SDSS J0841+3921 расположена в крупном скоплении галактик, которые только начинают свое формирование.

Астрономы на данный момент не могут объяснить, как четыре квазара оказались в одном месте и почему они окружены гигантскими скоплениями холодного газа, ведь их существование внутри скопления галактик считалось ранее невозможным. Это открытие поставило под сомнение астрофизические теории, описывающие образование квазаров и скоплений галактик.

Справка "Юг"

Созвездие Рыси — это созвездие северного полушария неба, которое содержит 92 звезды, видимые невооружённым глазом. Ярких звёзд в созвездии нет. Было открыто в 1660 году Яном Гевелием, который прокомментировал выбор названия так: «надо иметь рысьи глаза, чтобы различить мелкие звезды в этом созвездии».