Биография Щедрина Родиона Константиновича

Майя Плисецкая краткая биография

Она родилась в Москве 20 ноября 1925 года. В 1932-1934-х годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Там ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 он был репрессирован и расстрелян.

Мать — Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент. В Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 г., за два месяца до начала войны.

Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя — Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

Так начинался жизненный путь мировой звезды — советской и российской балерины, балетмейстера, хореографа, педагога, писателя и актрисы.  Майя Михайловна — Прима-балерина Государственного академического Большого театра Союза ССР.

Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Лауреат Ленинской премии. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Доктор Сорбонны, почетный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Почетный гражданин Испании.

Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина»

Майя Плисецкая в балете «Лебединое озеро»

Балерина имела гражданство в странах: Россия, Германия, Литва, Испания. По знаку зодиака — Скорпион, рост 164 см.

«Не надо бояться себя самой — своей внешности, мыслей, способности — всего, что делает нас неповторимыми

Стремясь подражать кому-то, пусть даже очень красивому, умному, талантливому, мы можем только потерять свою индивидуальность, утратить в себе что-то очень важное и ценное. А любая подделка всегда хуже оригинала»

 М.М. Плисецкая

Биография

Родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыкантов. Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894 — 1955), выпускник Московской консерватории, композитор и педагог. Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (дев. Иванова) (1908 — 1999), экономист, любитель музыки.

Первым учителем музыки Родиона стал его отец Константин Михайлович, который родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине под Тулой. Он был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.

Музыкой Родион был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься игрой на фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Д. Шостакович и К. Щедрин вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй — как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

Продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым.

В 1950—1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера).

В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).

В —1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

В 1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

Скрипач и дирижёр Иегуди Менухин и композитор Родион Щедрин, 1979 год

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Родион Щедрин имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это, в основном, были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году первыми из россиян получили литовские паспорта.

После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Сценические произведения код

С Майей Плисецкой и Владимиром Путиным на открытии новой сцены Мариинского театра,2 мая 2013 года

Балеты | код

  • «Конёк-Горбунок» (по одноимённой сказке П. П. Ершова, )
  • «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен», )
  • «Анна Каренина» (лирические сцены по «одноимённому роману» Л. Н. Толстого, )
  • «Чайка» (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова, )
  • «Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А. П. Чехова, )

Оперы | код

  • «Не только любовь», лирическая опера в 3-х действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, )
  • «Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, )
  • «Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, )
  • «Очарованный странник» (по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, )
  • «Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», )
  • «Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, )
  • «Рождественская сказка» (опера-феерия в 2 частях по мотивам сказки Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Н. С. Лескова и русских народных сказок, либретто Р. Щедрина, )

Другое | код

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Сочинения для оркестра код

Симфонии | код

  • Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях ()
  • Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях ()
  • Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях ()

Концерты для оркестра | код

  • «Озорные частушки» ()
  • «Звоны» ()
  • «Старинная музыка российских провинциальных цирков» ()
  • «Хороводы» ()
  • «Четыре русских песни» ()

Концерты для солирующих инструментов с оркестром | код

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях (1954)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1966)
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973)
  • Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в 2-х частях (1991)
  • Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1999)
  • Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003)
  • Концерт для трубы с оркестром в трех частях(1993)
  • Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях (1994)
  • Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001)
  • Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трех частях(1997)
  • Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997)
  • Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando (2004)
  • Концерт для гобоя с оркестром (2009)
  • Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра (2010)

Другое | код

  • «Конек-Горбунок». Две сюиты для оркестра (1955, 1965)
  • «Не только любовь». Симфоническая сюита для большого симфонического оркестра и меццо-сопрано (1964)
  • «Симфонические фанфары». Праздничная увертюра для оркестра (1967)
  • Камерная сюита. Для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961)
  • «Кармен-сюита». Для струнных и ударных инструментов (1967)
  • «Анна Каренина». Романтическая музыка для оркестра (1972)
  • «Торжественная увертюра». Для большого симфонического оркестра (1982)
  • «Автопортрет». Вариации для оркестра (1984)
  • «Музыка для города Кётена». Для камерного оркестра (1984)
  • «Геометрия звука». Для камерного оркестра (1987)
  • «Чайка». Сюита из балета для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1984)
  • Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985)
  • «Стихира к тысячелетию Крещения Руси». Для симфонического оркестра (1988)
  • «Хрустальные гусли» Для симфонического оркестра (1994)
  • «Российские фотографии». Для струнного оркестра (1994)
  • «Вологодские свирели» (в честь Б. Бартока). Для гобоя, английского рожка, валторны и струнных инструментов (1995)
  • «Величание». Для струнного оркестра (1995)
  • «Два танго Альбениса». Для симфонического оркестра (1996)
  • «Slava, Slava!». Для симфонического оркестра. К 70-летию Мстислава Ростроповича (1997)
  • «Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999)
  • «Лолита-серенада». Симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001)
  • «Диалоги с Шостаковичем». Симфонические этюды для оркестра (2001)
  • «Гейлигенштадтское завещание Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008)
  • «Симфонический диптих». По мотивам оперы «Очарованный странник». Для большого оркестра (2008)
  • «Vivat!». Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008)
  • «Литовская сага». Симфоническая фреска для оркестра (2009)

Годы жизни 1745-1804

С.Ф. Щедрин является одним из родоначальников русской пейзажной живописи. Профессор пейзажного класса в Академии художеств, им была предложена композиционная схема пейзажа, которая стала образцовой.

Родился в 1745 году, сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка. Обучался в Преображенско-полковой «счётной комиссии для обучения письма».

В 1769 году поступает в Академию художеств, по окончании в ней курса в 1767 году художника наградили малой золотой медалью за картину «Вид поля с протекающим по нём источником». Его оставляют в Академии художеств пенсионером за выдающийся талант.

В 1768 году Академия направляет С.Ф. Щедрина для совершенствования мастерства живописи в Париж. Там он работает в школе живописи под руководством известного художника пейзажиста Казановы. Он не просто копировал и изучал произведения французских художников, а много писал с натуры, искал красоту не только в классических произведениях, но и в окружающем мире. После чего отправляется в Италию, в Рим, где изучает классиков в музеях. Здесь он находился четыре года. В Риме русский художник подпадает под влияние нарождающегося классицизма (поправки реальности элементами античности).

В 1776 году С.Ф. Щедрин возвращается в Петербург и получает место на службе живописцем при кабинете императрицы Екатерины II. Руководил классом ландшафтной живописи Академии художеств и писал виды дворцов и парков.

В 1779 году – академик, а в 1785 – советник Академии художеств. При этом он ещё является профессором пейзажной живописи. С 1780-х годов С.Ф. Щедрин в Эрмитаже занимается реставрацией картин.

В 1798 году – адъюнкт-ректор и директор, от последней должности он отказался.

С.Ф. Щедрин имел авторитет в Академии художеств, оказывал на неё большое влияние, что давало возможность художнику не выполнять требований, если они противоречили его собственным намерениям. К примеру, в деле Ф.И. Шубина, которого Потёмкин пытался сделать старшим профессором скульптуры, С.Ф.Щедрин предоставил эту должность брату Щедрину Феодосию Фёдоровичу, тем самым оттянув это дело на 5 лет. Также огромное влияние академик, профессор имел при правлении императора Павла I, пользуясь благосклонностью его величества.

В 1799 г. по представлению и плану С.Ф. Щедрина был учрежден и передан в его ведение особый гравировальный пейзажный класс, в котором под руководством С.Ф. Щедрина получили своё специальное образование многие художники.

Расцвет творчества художника приходится на 1790-е годы. Лучшие произведения С.Ф. Щедрина: виды Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова. Художник-пейзажист писал архитектурные здания, но главным в его картине всё же оставался пейзаж и человек в гармонии с окружающим миром.

Композиционные решения художника строятся на основе правил академического классицизма: «кулисы» — деревья – передний план, далее архитектура, выступающая на втором плане в центре картины; условно-декоративные дали. Картины изображены в равновесии природы и человека, целостны и лиричны.

Однако, в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.

Так сложилось, что к произведениям С.Ф. Щедрина современники относились весьма строго, нежели историки живописи. «Северный Вестник» за 1804 год пишет о русском художнике следующее: «От долговременного упражнения был в практике тверд, а первую подмалёвку своих картин, особенно воздух и дальность, писывал он с большим мастерством, но в отделывании был неискусен». Позднее в «Памятнике искусств» 1843 года характеристика художника другая: «Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия…»

Практически все произведения Семёна Фёдоровича Щедрина были куплены высокопоставленными особами Императорского Дома.

Камерно-инструментальные сочинения код

  • Сюита для кларнета и фортепиано (1951)
  • «Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981)
  • «Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов (1983)
  • «Эхо-соната». Для скрипки соло (1984)
  • «Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988)
  • «Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990)
  • «Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994)
  • Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995)
  • «Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995)
  • «Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1996)
  • «Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997)
  • «Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997)
  • «Вариации и тема». Для скрипки соло (1998)
  • «Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998)
  • «Дуэты». Для скрипки соло (1999)
  • «Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005)
  • «Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника Н. А. Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006)
  • «Лирические сцены». Для струнного квартета (2006)
  • «Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006)
  • «На посошок». Памяти М. Л. Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007)
  • «Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007)
  • «Поездка в Эйзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009)
  • Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010)

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Книги Р. Щедрина

  • Монологи разных лет, сост. Я. Платек — М.: «Композитор», 2002. — 192 с., ил.
  • Автобиографические записи. — М.: АСТ, 2008. — 288 с., ил.,
    • Комиссинский В. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина. — М.: «Советский композитор», 1978. — 192 с.
    • Тараканов М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: «Советский Композитор», 1980. — 328 с.
    • Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина: Исследование. — М.: «Сов. Композитор», 1992. — 240 с., ил.
    • Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М.: «Композитор», 2000. — 310 с., ил.
    • Прохорова И. Родион Щедрин. Начало пути. — М., 1989.
    • Родион Щедрин Материалы к творческой биографии Ред.-сост. Е. С. Власова М.:Композитор, 2007, 488 с.
    • Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество. Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями. Составитель Е. С. Власова. MPI. Челябинск, 2006, 140 с.
    • Синельникова О. В. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 291 с., ил.
    • Синельникова О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. — 314 с., ил.
    • Синельникова О. В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля. Дис. на соискание степени доктора искусствоведения. Москва, 2013.
    • Лихачёва И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М.,1977.
    • Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin. Berlin, 1982.
    • Михайлова Е. Н. Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина. Дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2009.
    • Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: Родион Щедрин,
      • Щедрин, Родион — статья в . 2012 год.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич 1791-1830

Сильв. Ф. Щедрину уготовано было стать
художником: его отец был крупным скульптором, а дядя,
Сем. Ф. Щедрин, — пейзажистом. В
1800 г. он был зачислен в Воспитательное училище АХ, отлично учился,
специализируясь на пейзажной живописи, и закончил полный курс с
золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство.

С заграницей, впрочем, пришлось обождать из-за
начавшейся войны 1812 г., и лишь в июне 1818 г. он наконец уехал в
Италию. После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин
знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности,
чем по влечению), он переехал в Неаполь. Здесь художник нашел
подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для
живописи.

Он много работал на натуре, что было редкостью в
то время, и, стараясь возможно живее запечатлеть видимое, начал
понемногу избавляться от заученных канонов. Все же бурные
политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве,
вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на
этот город иными глазами и находил в нем красоту.

Крупным достижением художника стала картина
«Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823). Она имела успех и породила
впоследствии массу подражаний. Сам Щедрин для желающих ее приобрести
сделал 8 (или даже 10) вариантов — не повторяясь буквально, а
варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной его
темой была природа.

Работая в летнее время за городом, он написал
пейзаж «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (1825). В этом
поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности,
избавившись от четкого деления на пространственные планы и от
условности цвета.

Срок пенсионерства истек в 1823 г., но Щедрин
рискнул остаться в Италии еще на некоторое время — уже независимым
художником, благо его работы имели спрос, который он едва успевал
удовлетворять.

В 1825 г. Щедрин вновь оказался в Неаполе.
Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые
— писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья
Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега,
окружавшие небольшие уютные бухты, — он писал их по многу раз,
отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к
полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое («Вид Сорренто близ
Неаполя», «Вид Амальфи близ Неаполя», обе 1826; «Грот Матримонио на
острове Капри», 1827, и др.).

Художник увлекся еще одним мотивом — увитой
виноградом террасой с видом на море. В многочисленных «Террасах»,
написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал
близкий ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной
природой.

Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм,
ранее ему чуждый. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом
луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей,
собравшихся у костра («Вид в окрестностях Сорренто. Вечер», конец
1820-х; «Лунная ночь в Неаполе», 1828-29, и др.). Возможно, причиной
тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался
возвратиться, а возможно — тяжелая болезнь, которая беспокоила его
все чаще.

Он пытался лечиться минеральными водами, менял
врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но
никто не смог помочь. После смерти художника друзья предприняли
усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако многие их
попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого
наследия Щедрина.

Награды и звания код

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 апреля 2008 года

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря ) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Почёта (16 декабря 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден Ленина (16 декабря 1982 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971 год)
  • Орден «Знак Почёта» (27 октября 1967 год) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры
  • Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2018 года (10 июня 2019 года).
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову
  • Ленинская премия (1984 год) — за оперу «Мёртвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра
  • Государственная премия СССР (1972 год) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР ()
  • Народный артист РСФСР ()
  • Народный артист СССР (2 сентября 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства
  • Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992 год)
  • Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995 год)
  • Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976 год)
  • Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979 год)
  • Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982 год)
  • Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО(1985 год)
  • Член Берлинской Академии искусств (1989 год)
  • Почётный профессор Московской консерватории (1997 год)
  • Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005 год)
  • Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007 год)
  • Почётный профессор Пекинской консерватории (2008 год)
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
  • Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997 год)
  • Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002 год)
  • Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008 год)
  • Премия «Овация» (2008 год)
  • Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008 год)
  • Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009 год)
  • Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009 год)
  • Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля ) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством.
  • Премия города Москвы — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012 год)
  • Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
  • Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
  • В честь Родиона Щедрина астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 г. астероид (4625) Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой.
  • Именем Р. К. Щедрина названа музыкальная школа № 68 в Москве.
  • Именем Р. К. Щедрина с его согласия в августе 2014 года назван Тольяттинский музыкальный колледж.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *