Синявская Тамара подробности личной жизни легендарной исполнительницы

На сцене и в жизни

— После ухода из жизни Муслима Магомаева чем заняты ваши будни?

— Раньше у меня были будни, занятые моей любимой работой, и были праздники, занятые любимой семьей. Сейчас у меня остались только рабочие будни. Они состоят из походов в институт, в котором я преподаю и заведую вокальной кафедрой.

— Тамара Ильинична, вы и сегодня удивительно красивая, обаятельная, яркая женщина. Ясно, что миллион мужчин за вами ухаживают по сей день…

— Я никогда никого, кроме Муслима, не видела. Да мне и неинтересно было, ухаживают за мной другие мужчины или не ухаживают. С почтением относятся – да. А другого отношения мне и не нужно было.

— Многие драматические артисты признавались, что если в жизни с партнером по сцене отношения плохие, то сыграть с ним любовную сцену очень сложно. Расскажите немного про оперную «кухню». Например, если партнер был вам чисто по-человечески несимпатичен, тяжело петь ему признание в «любви»?

Тамара Синявская и Муслим Магомаев

— Я не могу сказать «тяжело». Певец – он же идет на поводу у своего голоса. Когда поет и ему впереди си-бемоль брать надо, он будет об этом помнить, а не о том, любит он своего партнера или партнершу или нет. Голос от этого мало зависим. А вот если погода изменилась – все, уже немножечко голос может звучать по-другому.

Хотя в принципе желательно, чтобы партнеры хотя бы симпатизировали друг другу. Очень трудно петь с человеком, который тебе неприятен в жизни.

Но все бывало. И тогда я докручивала себя, придумывала про партнера массу хорошего, разыскивала в нем это… Это и есть профессионализм.

Биография

Тамара Синявская родилась в 1943 году в Москве. Примером для Тамары всегда была мама – человек талантливый, наделённый сильным и красивым голосом. Она не стала певицей, но помогла реализоваться дочери в этом. С трёх лет девочка повторяла за мамой песни, а немного позже сама устраивала концерты для детей во дворе. Наибольшим удовольствием для Тамары было пение в парадных старых московских домах, отличавшихся потрясающей акустикой.

Окружённая величественной архитектурой, девочка исполняла песни и чувствовала, никогда не покидавшее её после на сцене, божественное волнение. Восхищённые талантом девочки, жильцы посоветовали матери Тамары отвести её на занятия вокала. Она послушала их. Девочку приняли в Дом пионеров, в котором она и пела, и танцевала. Однако танцы мало увлекали девушку, и в 10 лет она перешла в группу хористов. В хоре она пробыла 8 лет, где научилась необходимому для поступления в музыкальное училище музыкально-сценическому опыту.

Её привлекала белизна формы сотрудников, чистота помещений и запах лекарств. Дома женщина устроила больничный пункт, в котором на каждого члена семьи была заведена медицинская карта. В картах она записывала рецепты для больных. Тамара считает, что, если бы не увлечение музыкой, она могла бы стать хорошим врачом.

Также девочке очень нравились зимние виды спорта. И как только застывал лёд, она первой выходила кататься на коньках. Выбрав затем карьеру певицы, она отказалась от спорта, мороженого и разговоров на улице в холодную погоду.

Как было сказано ранее, Тамара любила выступать на публике, но она не могла выбрать между театральным и музыкальным училищем. Желание петь стало сильнее, когда она увидела в кинотеатре фильмы «Дом, в котором я живу» и «Кубанские казаки».

Она постоянно напевала песни из фильмов, и с каждым днём убеждалась в необходимости музыкального образования. Но замотивировал поступить в музыкальный её именно Владимир Локтев.

Он настаивал на необходимости реализации таланта Тамары. Он же посоветовал пойти в музыкальное училище при консерватории имени П.И. Чайковского. Когда девушка поступила туда, она ни разу не пожалела потом о своём выборе. В училище работали талантливые педагоги, которые помогли девушке реализоваться. Уже в начале обучения, по вечерам, Тамара пела в Малом театре. В нем же она познакомилась с талантливыми и знаменитыми певцами СССР.

За мужем

— Тамара Ильинична, вы случайно не азербайджанский чай пьете? Или жена певца Муслима Магомаева в принципе не может другого напитка употреблять?

— Это, конечно, совпадение. В свое время, когда появились всякие добавки, мы все в чай намешивали, намешивали… Это было поначалу очень вкусно и интересно. А потом время расставило все на свои места, захотелось натурального вкуса. Москвичи все помнят «слона индийского», «цейлонский чай», но они, к сожалению, куда-то исчезли.

Но сейчас появился натуральный азербайджанский чай, на котором я остановилась и который всем рекомендую, мне он очень нравится. Посмотрите, какой прекрасный цвет! Как древний коньяк, что ли… И Муслим очень любил чай…

— Оперный певец Хосе Каррерас говорил в интервью: «Вы даже не представляете, какие монстры певцы. Вся моя жизнь посвящена голосу. По большому счету, мой голос для меня – номер один в жизни. А все близкие уже на втором-двадцатом месте».

А в жизни Тамары Синявской тоже на голос было все поставлено?

— Хотелось бы. Но у меня воспитание другое, меня мама так воспитала, что ты не главная на земле. Вот и все, и я очень легко это принимала. И в театре, и дома. Всегда помнила, что рядом есть люди более талантливые, более взрослые, более умные, более совершенные. И мне так проще было жить. И до сих пор я так думаю.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Я не боюсь, что корона, которую каждый из нас носит (про себя), возьмет и упадет. Она уже сыграла свою роль, поэтому за нее держаться не имеет смысла.

— А кто у вас с Муслимом Магомаевым дома был звездой?

— А как вы считаете?

— Судя по тому, какая вы мудрая женщина, думаю, вы отдавали пальму первенства мужу.

— Конечно. Я знала ему хорошо цену. И потом, тут не было никаких разговоров. Ну как? Мужчина есть мужчина, как женщина может быть рядом с мужчиной главной? Даже если ты так на самом деле считаешь, то считай про себя, не демонстрируй.

А с другой стороны, я никогда не хотела быть главной. Я была просто женщиной рядом с Мужчиной.

— Золотые слова… Но, согласитесь, редко найдется такой мужчина, с которым это возможно – быть просто слабой женщиной.

— Вы правы абсолютно! Не с каждым мужчиной захочешь быть женщиной. Если я чувствую, что человек слабее меня по многим параметрам, для меня он неинтересен уже. Мне нужно не то, чтобы смотреть снизу вверх… Но я знала, что можно поднять глаза к небу – и я его увижу.

— Муслим Магометович снится вам?

— Каждый день. Иногда – к сожалению… Потому что, когда просыпаюсь, мне очень тяжело. Встаю, и кажется, что сейчас Муслим попросит кофейку налить… Он был человеком удивительным, поэтому его не только любили, но и уважали…

Преемственность поколений

— Сейчас много разговоров о том, что современная творческая молодежь думает только о деньгах и славе, которые для них важнее искусства… Ваши студенты – какие они? Чем отличаются от молодежи вашего поколения?

— Когда они приходят, я чувствую, насколько они еще не открыли глаза на эту жизнь. Они ее видят, во‑первых, через ящик телевизионный, во‑вторых, через Интернет.

Что касается искусства, то студенты видят только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Моя обязанность педагога этому их учить. Мне так приятно, когда у моих студентов что-то начинает получаться. Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно.

Потому что первые результаты трудов и сил, которые ты вкладываешь, появляются не сразу. Не через год, не через два, не через три. А к концу 4‑го курса все, как под копирку, начинают соображать. Поэтому даже в пять лет обучения невозможно «уместиться», а тут у нас отняли целый год учебы. Может быть, актерству еще можно за такой срок обучить, и то вряд ли.

Потом в процессе жизни люди будут набирать драматическое мастерство, если с ними рядом остается мастер и работают маститые, уже опытные артисты. А певцы – это совсем другое дело. Певец только к концу 4‑го курса вдруг начинает знакомиться со своим организмом.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев

Если бы они приходили в институт после колледжа (раньше их называли училищами), обучившись там хотя бы азам. Совершенствовать потом их навыки и развивать мастерство пять лет или даже четыре года – это было бы разумно. Но к нам берут очень молоденьких…

— А когда формируется голос?

— Голос формируется не раньше 17 лет, и то у девушек. А у некоторых юношей голос вообще созревает в 21–22 года. Это мутация, у них меняется гортань, вся их физика. Если этот человек обладает даром свыше, тогда за его голосом нужно сильно следить. И делать это должны педагоги. Но если у них отнимают целый год преподавания, то сделать это очень сложно…

У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна. Меня замечательно воспитывали, я получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС. Я там, конечно, приходящей студенткой была, потому что уже работала в Большом театре.

Вся творческая жизнь, все поиски и труды труппы – все было у меня перед глазами. Я видела, как артисты живут, чем они дышат. Вся их жизнь проходила в Большом театре. Все остальное было как за стеклом, как нечто ненастоящее…

Тамара Синявская

— Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход. С некоторыми можно только похвалой результата добиться, а на других надо прикрикнуть, и только тогда он начинает шевелиться.

— Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дуреха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустились у нее и больше девочка не заглянула в вокальный класс…

— А у вас самой какие были педагоги? Признайтесь, ругали Синявскую?

— К сожалению, всем нравилось мое пение. А мне хотелось, чтобы меня ругали. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога.

И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская – профессор, известный на всю Москву и вообще на весь Советский Союз. Потому что у нее были национальные кадры, как это тогда называлось. У нее учились девушки из разных республик.

Когда я ей спела, она так внимательно посмотрела на меня… Я ей говорю: «Только очень вас прошу: не хвалите меня». И когда она мне сказала: «А за что вас хвалить, у вас есть недостатки», я ответила: «Ну все, я пришла туда, куда мне надо». (Смеется.) Я всегда любила, чтобы передо мной ставили трудные задачи.

Секрет успеха Тамары Синявской

Народная артистка Союза Советских Социалистических Республик Тамара Ильинична Синявская родилась в 8 июля 1943 года в Москве.

Как и многие дети той поры, росла она в неполной семье, без отца.

Несмотря на явный музыкальный талант, полученный по наследству от матери, о певческой карьере девочка даже и не думала.

Все её мечты той поры строились вокруг профессии врача. В её повседневном окружении не было людей творческих профессий.

Зато в доме, где она жила располагалась поликлиника, и люди в белых халатах были для неё примером для подражания.

Первый сценический опыт Тамары Синявской

Однако любимым её времяпрепровождением была всё же не игра в больницу, а пение перед публикой. В качестве публики годился кто угодно. Это могли быть жильцы её дома или одноклассники.

Когда жители своего дома перестали положительно реагировать на её пение, она отправлялась покорять публику в соседних домах.

Эти люди посоветовали её маме записать дочку в хор дома пионеров. Там она и получила своё первое музыкальное образование. Занятие в доме пионеров сделало своё дело уже в десятилетнем возрасте.

Занятия в детском хоре В. С. Локтева

Тамара начала заниматься в детском хоре В. С. Локтева. К тому времени – это уже был прославленный коллектив, участвовавший даже в правительственных концертах. Вместе с ансамблем Локтева Тамара впервые побывала и за границей в Чехословакии.

После окончания школы Синявская, по совету Локтева поступила в музыкальное училище при консерватории им. П. И. Чайковского.

В период обучения в училище Тамара впервые начала профессионально выступать в хоре Малого Академического театра. Платили там немного: всего по пять рублей за выступление, но и эти деньги стали немалым подспорьем к их с матерью скудному семейному бюджету.

Первые шаги в Большом театре

После окончания училища Тамара Синявская попала на стажировку в Большой театр, несмотря на то, что имеющегося у неё на тот момент музыкального образования, было для этого недостаточно.

Неожиданную поддержку она получила от таких мэтров советской музыки как: Галина Вишневская, Евгений Светланов и Борис Покровский, благодаря которым она попала в труппу Большого театра.

Напротив она была благодарна судьбе за то, что у неё появилась возможность выступать вместе с корифеями отечественной сцены.

Судьба была благосклонна к ней. Впрочем, музыкальная карьера Тамары Синявской складывалась достаточно удачно, только потому, что она постоянно занималась совершенствованием своих возможностей.

Шлифовка вокала в Гиттисе

Уже после того, как её приняли в труппу Большого театра, Синявская поступила в ГИТИС, где дальнейшей шлифовкой её вокальных возможностей занималась Дора Борисовна Белявская.

В результате вокальные возможности Синявской были доведены до совершенства.

Обширнейший репертуар Тамары Синявской

В её репертуаре были, практически, все женские партии. Её Любаша из Царской невесты Римского-Корсакова и поныне считается непревзойдённой.

По мнению Сергея Лемишева пушкинская Ольга из Евгения Онегина, никогда не звучала более естественно, чем в исполнении Тамары Синявской. Впрочем, удавались ей не только женские роли, но и так называемые травести, когда она сыграла роль мальчика пажа в опере Верди «Риголетто».

Перечислить все, что смогла исполнить великая певица Тамара Синявская, практически, невозможно.

Уход Тамары Синявской со сцены Большого Театра

В 2003 году Тамара Ильинична, почувствовав, что она уже не в состоянии поддерживать прежний уровень своих выступлений, прекратила сценическую деятельность и полностью сосредоточилась на преподавании.

Личная жизнь Тамары Синявской

Тамара Синявская была замужем два раза. Впервые она вышла замуж за балетного артиста, после смерти матери. Это замужество позволило ей выйти из затяжной депрессии, связанной со смертью родного человека.

Этот брак был недолгим, и в 1974 году она развелась с первым мужем и вышла замуж за Муслима Магомаева.

Ни в первом, ни во втором браке у неё не было детей. Сегодня она называет своими детьми студентов, которым преподаёт. После смерти супруга Синявская учредила фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Прошло почти десять лет после смерти певца, его жена Тамара Синявская признается, что видит и слышит его. По ее словам, она чувствует мистическую связь супругом.


Тамара Синявская // Фото: кадр из д/ф

О такой любви, которая связывала Муслима Магомаева и Тамару Синявскую, слагают легенды, пишут стихи, сочиняют поэмы.

Муслим Магометович ушел из жизни осенью 2008 года. Спустя почти десять лет его жена Тамара Ильинична призналась в документальном фильме Первого канала «Тамара Синявская. Созвездие любви», что до сих пор чувствует связь с мужем. Вдова артиста говорит, что супруг стал для нее ангелом-хранителем, всегда рядом, а она слышит и видит его.

«Он довольно часто дает знать о себе до сих пор. Только я читаю эти знаки. Потому что вдруг, ни с того ни с сего, в полной тишине какой-то неожиданный звук. Это значит, что либо он улыбнулся, либо чем-то недоволен», — рассказала Тамара Ильинична.


Тамара Синявская и Муслим Магомаев в день свадьбы // Фото: кадр из д/ф

Незадолго до встречи с Муслимом Магомаевым, молодая звезда Большого театра Тамара Синявская вышла замуж за артиста балета по имени Сергей. Он появился в трудный момент ее жизни и очень поддержал. Тамара Ильинична вспоминает своего первого мужа с благодарностью.

«У меня на тот момент очень сильно заболела мама и лежала парализованная тетя, а я с ними жила в одной квартире. Сережа появился именно тогда. Он очень хороший человек, душевный, у него замечательная семья – мать, отец, брат, они все приняли в о мне участие, они мне согрели душу», — рассказала Тамара Синявская.


Тамара Синявская и Муслим Магомаев // Фото: кадр из д/ф

В 1972 года Тамару и Муслима знакомит Роберт Рождественский. Два талантливых артиста сразу понимают – это судьба, но она принимает любовь не сразу. Тамара согласилась на годичную стажировку в Милане. Но ни время, ни расстояния не были преградой для влюбленного Магомаева. В течение недели Синявская получала от Муслима букет цветов, почти каждый вечер в ее гостиничном номере раздавались телефонные звонки – от мужа и от Магомаева.

Синявская и Магомаев поженились поздней осенью 1974 года, свадьбу сыграли в Москве, в ресторане «Баку». Когда Муслиму сообщили, что несмотря на холод, у заведения собралась толпа поклонниц, он попросил открыть окна и тридцать минут пел для своих обожателей. Две недели после этого Муслим лечился от бронхита…


Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 1974 года // Фото: кадр из д/ф

31 марта 2002 Синявская спела последний спектакль «Любаша, царская невеста». Когда она вышла на поклоны, весь зал Большого театра встал. Зрители не знали, что Тамара Ильинична прощается со сценой. Она все бросила ради Муслима Магомаева, которому тогда поставили страшный диагноз. Близкие друзья убеждены, что она продлила ему жизнь…

Синявская до сих пор не выходит на сцену. Она преподает в ГИТИСе, дает мастер-классы и проводит конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева.  

На эту тему

  • Вдова Муслима Магомаева раскрыла причины семейных ссор
  • Внебрачный сын Муслима Магомаева получил результат ДНК-теста
  • Предполагаемой дочери Муслима Магомаева нашли нового отца
  • Бузова, Бородина и Галустян поздравили начальника с получением престижной премии

Из нового

  • Евгения Васильева и Анатолий Сердюков тайно стали родителями троих детей
  • Отец Жанны Фриске: «Пусть почаще привозят Заворотнюк дочку»
  • Анастасия Решетова: «Скорее бы уже родить!»
  • Бывшая невеста Тимати впервые стала мамой
  • Виктория Романец купила машину за 4,7 миллиона рублей

НОВОЕ НА САЙТЕ

  • Новости
    Евгения Васильева и Анатолий Сердюков тайно стали родителями троих детейОтец Жанны Фриске: «Пусть почаще привозят Заворотнюк дочку»
    Анастасия Решетова: «Скорее бы уже родить!»
  • Эксклюзив
    Стас Намин сбежал со съемок фильма с Анджелиной ДжолиРегина Дубовицкая: «Позвонил Винокур, послала его на три буквы»
    Звезда «ДОМа-2» Александра Харитонова: «Сегодня мое сердце может быть занято, а завтра уже свободно»
  • Интервью
    Митя Фомин: «Я не гинеколог, но посмотреть могу!» Луиза-Габриэла Бровина: «Нам с Ваней пришлось столкнуться с завистью»
    Анастасия Чернобровина: «Стать мамой в сорок не страшно»
  • Стиль
    Топ-5 знаков зодиака, которым легко решиться на разводПравила секса 45+
    Самые плохие хозяйки по знаку зодиака

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *